Большинство теорий главной причиной возникновения зависимости считают физиологическое привыкание.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Споры о причинах и видах зависимости (аддикции) далеки от завершения и ведутся до сих пор. В настоящее время принято разделять аддикции на химические и поведенческие – связанные с зависимостью от другого человека или определенного поведения (азартные игры, спортивные упражнения, покупки (шопинг) и т.п.).
Ранее большинство теорий главной причиной возникновения зависимости называли физиологическое привыкание и абстиненцию. Но ряд фактов этому противоречит. Например, известно, что четверть американских солдат во время войны во Вьетнаме употребляли героин. Однако около 88% из них, вернувшись в США, без посторонней помощи прекратили употреблять этот наркотик. Все это противоречит биологической теории зависимости.
По мнению американского психоаналитика Эдварда Ханзяна, главная причина зависимости – это страдание, а вовсе не успешная работа наркодельцов, доступность наркотиков или давление социального окружения. Алкоголики и наркоманы пытаются облегчить с помощью наркотиков страдания, связанные с неадекватной самооценкой, трудностями установления интимных отношений и шире – с неумением заботиться о себе.
Психолог Стэнтон Пил утверждает, что все виды зависимости могут иметь причиной одни и те же личностные черты. Однако формы, которые принимает зависимость, определяются социальным окружением, прошлым опытом и ценностями человека. «Источники аддикции находятся в личности, а не в наркотике», – пишет Пил.
Как проверить, влияет ли личность на склонность к аддикции? Были разработаны стандартизированные опросники для измерения личностных черт алкоголиков. Наиболее известной стала шкала, предложенная Крейгом Мак Эндрю. Люди, имеющие высокие баллы по этой шкале, отличаются смелостью, открытостью и уверенностью в себе. Они легко сходятся с людьми, демонстрируют непокорность и презрение к авторитетам. Помимо пьянства они также склонны к азартным играм, незаконным авантюрам и «срезанию углов». Вместе с тем они также склонны к религиозности. Исследования алкоголиков-женщин демонстрируют похожие черты.
Шкала, разработанная Крейгом Мак Эндрю, выявляет от 75 до 85% алкоголиков. Но около 15% алкоголиков остаются все же неузнанными. По всей видимости, они стали алкоголиками не по причине личностной склонности, а в качестве реакции на нервное напряжение и депрессию.
Казалось бы, в пользу медико-биологической модели свидетельствуют эксперименты на животных. Их начали проводить в 1960-х годах. Крысам и обезьянам имплантировали внутривенные катетеры, через которые они могли самостоятельно впрыскивать себе наркотики, нажимая на педаль. Макаки-резусы и крысы предпочитали кокаин пище, были склонны вводить себе все новые и новые дозы этого наркотика, пока не наступала смерть или состояние комы. Однако упомянутые исследования не учитывали факторы, обычно влияющие на употребление наркотиков людьми. В частности, доза, доступность наркотика, усилия, необходимые для получения наркотика, наличие или отсутствие альтернативных положительных подкреплений помимо наркотика. Потребовались дополнительные эксперименты.
Исследователи сравнивали группу крыс, имевшую неограниченный доступ к кокаину, с группой, которая могла ввести себе дозу наркотика только раз в два часа. Эта вторая группа также имела доступ к значительным дозам кокаина. Представители первой группы крыс все умерли в течение 28 дней, а во второй – все крысы оставались живы и через 120 дней.
Все эти факты хорошо укладываются в концепцию так называемой поведенческой экономики, которая рассматривает употребление наркотиков как предпочитаемый выбор в модели поведения потребителей. В этой модели наркотики рассматриваются как предмет потребления, а потребность организма – как спрос. Учитываются такие факторы, как доза наркотика, затраты на его приобретение наркотика, доступность альтернативных видов подкрепления, доход.
Исследования в рамках этой модели продемонстрировали, что по мере возрастания цены наркотика затраты на его добывание сначала также возрастают, достигая максимума, а затем снижаются. Вначале животное пытается сохранить привычный уровень потребления, чаще нажимая на рычаг, но затем снижает свою активность и примиряется со значительно более низким уровнем кокаина.
Таким образом, даже животные, потребляющие высокие дозы кокаина в обедненных лабораторных условиях, не готовы увеличивать свою активность (нажимая на рычаг), чтобы сохранить свой уровень потребления. Исследования показывают, что и в случае легкой доступности больших доз кокаина животные не употребляют его бесконтрольно. Эти данные противоречат классической модели, предполагающей, что затраты на наркотики будут монотонно возрастать.
В том случае, когда крысы могли «заработать» как пищу, так и кокаин, спрос на наркотики возрастал, когда возрастала доза кокаина при единичном нажатии на рычаг, а количество пищи и усилия, требующиеся для получения обоих видов подкрепления, оставались неизменными. Спрос на кокаин снижался в двух случаях: когда количество пищи при единичном нажатии на рычаг возрастало и когда затраты на получение дозы кокаина возрастали. В условиях обилия пищи животные никогда не делали предпочтения в пользу кокаина в более чем 50% случаев, даже если дозы кокаина были наибольшими.