Александр Шестун заповедных территорий не испортит.
Фото пресс-службы администрации Серпуховского района
Губернатор Московской области Борис Громов одобрил предложение о создании природного парка в лесных угодьях Серпуховского района.
Когда говорят, что та или иная идея родилась не на пустом месте, это значит, что она хорошо обдумана, все «за» и «против» тщательно взвешены. Времени на обдумывание создания особой охраняемой лесной территории на юге Подмосковья у предшественников Громова было достаточно – впервые мысль об этом выдвинула группа ученых Академии наук СССР еще в 1956 году. Но только недавно на обращении главы Серпуховского района Александра Шестуна была написана одобрительная губернаторская резолюция.
Руководитель ФГУП «Опытное лесное хозяйство «Русский лес» Иван Хазинов понимает суть идеи создания природного парка очень глубоко.
«Еще не отгремели залпы Парада Победы в 1945 году, а уже состоялось решение об организации в Серпуховском районе Приокско-Террасного биосферного заповедника, – рассказывает Хазинов. – В государстве начали думать о восстановлении тех потерь, которые принесла война не только людям, но и природному наследию страны. Сегодня подобные шаги не менее актуальны».
История ОЛХ «Русский лес» действительно феноменальна. В 1956 году группа ученых Академии наук обратилась в Совет Министров СССР с предложением создать на юге Подмосковья национальный природный парк. Свое намерение ученые подкрепляли исследовательскими выводами о беспощадном наступлении индустрии на природу. Было изучено 16 областей и автономных республик, в Подмосковье – четыре района, и в результате для национального парка выбрали лесной массив Серпуховского и части Ступинского районов на левом берегу Оки, где просто чудом сохранилась флора доледникового периода. Но в середине 50-х идея национального парка показалась Совмину слишком «буржуазной», и лишь через шесть лет – в 1963 году на предложение ученых был дан ответ, создано ОЛХ «Русский лес».
За годы работы сотрудники «Русского леса» наладили целую систему лесовосстановительных и охранных мероприятий – от санитарной рубки до выращивания елочек и сосен в питомнике и собственного парка для тушения пожаров. «Природный парк мы собираемся организовать как раз на базе этого опытного лесного хозяйства, – говорит Александр Шестун. – Это уникальное предприятие, и его потенциал огромен. Создание природного парка не означает, что мы запретим на территории 68 463 гектара все – и отдых, и нахождение, как в заповеднике. Мы отказались от идеи национального парка и остановились на природном именно потому, что эта категория природоохранной территории позволяет ее зонировать, развивать, охранять, делая различные высадки растений. Речь не идет и об отчуждении лесных угодий из федеральной собственности, а только о передаче субъекту Федерации части отдельных функций, как это уже сделано во многих регионах, кроме Московской области».
Иван Хазинов надеется, что обретение нового статуса лесов Серпуховского и частично Ступинского районов даст возможность его организации вновь заняться наукой сохранения и приумножения лесного богатства. К этому надо добавить, что Серпуховской район – это не только природный и ландшафтный «оазис» Подмосковья. Этот край богат и историей. Спас-Тешилово – некогда древнее городище с одноименным названием, Дракино – деревня на месте ровесника Москвы – древнего Лобынска┘
В 70-е, когда вся страна была объята промышленным бумом, совместные разработки в этом направлении двух институтов Мосгражданпроекта и Союзгипролесхоза уберегли Южное Подмосковье от бульдозеров, а в районе Турово за заповедником даже запретили создавать дачные кооперативы. В 1993 году уже Росгипролесу вновь было поручено изучить материалы вопроса о присвоении лесам южной границы Подмосковья особого статуса. Совместно с ОЛХ «Русский лес» были подготовлены все обоснования┘ Но, видимо, судьбе было угодно, чтобы начатое в XX веке дело было завершено в начале следующего столетия – как символ начала эпохи, в которой люди думают об окружающей среде и будущем древней земли Московии.