Пока остальной мир еще только мечтает о городской утопии, японцы ее уже строят. Поселок в окрестностях Токио, в котором крыша каждого дома оборудована солнечной батареей: простенько и со вкусом.
Фото из журнала "Япония"
В документе, который называется «Повестка дня на XXI век», предложенном мировому сообществу Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года, отмечается: «Для того чтобы уменьшить миграцию в большие города, правительства должны улучшить условия жизни в сельских районах и поощрять развитие городов среднего размера, предоставляющих рабочие места и жилье┘ Стратегии развития транспорта должны быть направлены на снижение потребности в автомобилях и стимулирование эффективного общественного транспорта, а также обеспечение безопасных дорожек для пешеходов и велосипедистов. Застройка должна планироваться таким образом, чтобы уменьшить потребность в дальних поездках».
Наши города, в которых проживает 73% населения России, лишили большинство людей нормальных условий обитания, то есть связи с природой, органически необходимой человеку как существу биологическому. Не случайно большинство горожан кроме квартиры желает иметь дачу за городом и автомобиль, чтобы до нее добираться. Селяне также стремятся обзавестись личным автотранспортом для поездок в города.
Логика подсказывает, что необходимо вернуться к традиционной для нашей страны форме организации искусственной среды обитания людей – к поселениям, образованным семейными, вероятнее всего двухэтажными, домами. Причем предпочтительнее создавать поселения единого типа, без деления на городские и сельские, сочетая в их облике лучшие черты, присущие тем и другим.
Размещение таких поселений на территории страны по возможности должно быть равномерным. В европейской, наиболее густо населенной части России поселения целесообразно располагать в узлах сети с шестигранными ячейками, а в азиатской – вдоль транспортных магистралей.
По предварительной оценке, количество жителей в поселении должно составлять порядка 50 тыс. человек. Этого достаточно для создания инфраструктур, удовлетворяющих большинство материальных и духовных потребностей проживающих в них людей. В случае полярной планировки такого поселения оно займет круг диаметром около 6 км. При существующей в европейской части страны, исключая Москву и Московскую область, плотности населения от 32 до 62 человек на квадратный километр, расстояния между поселениями составят от 30 до 44 км.
Каждое поселение необходимо связать с ближайшими соседними (в идеале с шестью) посредством автодорог с твердым покрытием. Как показывают расчеты, суммарная протяженность таких дорог будет меньше, чем существующих ныне.
Структура поселения предлагаемого типа мне видится следующей.
В центре надо разместить вокзалы внешнего транспорта: автомобильный и, возможно, железнодорожный. Дороги к вокзалам в пределах поселения целесообразно проложить под землей. Возле вокзалов можно расположить экологически чистые производственные предприятия и организации. Центральную часть поселения следует окружить парком с культурно-развлекательными учреждениями, спортивными сооружениями, магазинами и предприятиями общественного питания. Во внешней части паркового кольца можно расположить учреждения здравоохранения, образования, бытового обслуживания.
Жилая часть поселения представит, таким образом, широкое кольцо вокруг парка, которое следует поделить радиальными улицами на сектора. В каждом секторе должны быть свои дошкольные и школьные учреждения, небольшие магазины. Кроме радиальных в поселении следует иметь и кольцевые улицы. По двум-трем из них можно пустить троллейбусы и трамваи. Однако основным способом перемещения людей в поселении должен быть пешеходный, ведь на дорогу от периферии к центру потребуется не более получаса времени. Целесообразно также использовать мускульные транспортные средства: велосипеды и веломобили.
Поселения расположатся в окружении природных массивов и сельскохозяйственных угодий. Загородные личные дачи и коллективные сады не понадобятся, поскольку дома на участках земли в поселениях полностью обеспечат людям благоприятные условия проживания. Благодаря этому у людей уже не будет потребности в частых поездках и в обладании для этого автомобилями. Для любителей путешествовать на автомобиле следует организовать прокат легковых машин. Поскольку повседневной потребности в автомобилях не будет, то их количество окажется невелико и не создаст больших проблем.
Жители поселений, в зависимости от своих склонностей, смогут работать либо на промышленных предприятиях и в организациях в центре, либо на полях, в садах и на фермах, расположенных вокруг. Во втором случае доставку людей на работу следует осуществлять автотранспортом, проложив к сельскохозяйственным объектам дороги. При этом время в пути до самого удаленного объекта не превысит получаса.
Экологически небезопасные производства и крупные промышленные предприятия, требующие большого количества работающих, надо располагать на границах соседствующих территорий, относящихся к разным поселениям. Для доставки людей использовать, например, скоростные трамваи и электропоезда.
Для воплощения предлагаемого плана в жизнь необходимо создать широкое общественное движение за оптимальную организацию жизненного пространства. Столь же необходимо разработать и реализовать государственную программу формирования и пропаганды разумного потребительского спроса на товары и услуги, престижности соответствующего ему образа жизни.
Крупные города со временем потеряют свою притягательность. Многоэтажный жилой фонд в них обветшает и его снесут, как ныне сносят хрущевские пятиэтажки. Мегаполисы распадутся. Сохранятся лишь входящие в них культурно-исторические центры, возле которых смогут возникнуть поселения нового типа.