0
2260
Газета Наука Интернет-версия

26.11.2008 00:00:00

На колесах – быстрее пули

Тэги: скорость, автомобиль


скорость, автомобиль Так будут выглядеть пули на колесах. Эскизный проект "Сверхзвуковой гончей".
Источник: bloodhound-autoweek.ru

Британская газета Guardian сообщила недавно, что инженеры с туманного Альбиона намерены уже в следующем году испытать прототип автомобиля, который сможет развивать скорость┘ 1609 км в час (то есть тысяча миль в час!), что, например, больше скорости пули, выпущенной из револьвера «магнум». Это в два раза больше скорости обычного пассажирского авиалайнера и больше максимальной скорости некоторых боевых реактивных самолетов.

Военные аллюзии в разговоре об этой «пуле на колесах» отнюдь не случайны – проект спонсирует Министерство обороны Великобритании. Да и само название машины – Bloodhound SSC – выбрано в честь британских сверхзвуковых ракет ПВО. На «гончую» (так переводится английское Bloodhound; аббревиатура SSC в названии болида расшифровывается как Supersonic Car – сверхзвуковой автомобиль) установят три реактивных двигателя, причем один из них от истребителя Eurofighter Typhon.

Полигоном для испытаний Bloodhound SSC, возможно, станет участок в Южной Африке или солончаки в США либо Австралии. Впрочем, до солончаков еще не так близко. В будущем году разработчики планируют разогнать болид до 1287 км в час; еще через год – взять планку в 1448 км в час и лишь в 2011 году установить абсолютный рекорд скорости – тысячу миль в час.

Реактивный двигатель SSC сначала разгонит аппарат до 560 км в час. Затем в дело вступит жидкостный ракетный двигатель, использующий в качестве топлива перекись водорода, V-12, предназначенный для гоночных автомобилей: он начнет накачивать в ускоритель перекись водорода (всего ее потребуется более тонны), и машина за 20 секунд достигнет желанных 1600 км в час. Частота вращения колес на рекордной скорости составит 10 тыс. оборотов в минуту – в пять раз быстрее по сравнению с болидами «Формулы-1». Ошибка в расчете или минимальный дефект в изготовлении – и колеса может просто разорвать к┘ Вот, вот – именно так! Мало того, после разгона давление на автомобиль составит 12 тонн на 1 кв. м (примерно как на подлодку).

Но и это еще далеко не все технические и технологические проблемы, которые предстоит решить разработчикам.

«Глядя на имеющийся эскизный рисунок, можно предположить, что, по-видимому, у них будут проблемы с управлением таким аппаратом, – подчеркнул в беседе с корреспондентом «НГ» руководитель Научно-исследовательского центра Центрального аэрогидродинамического института Владимир Маврицкий. – Хотя на рисунке просматриваются сзади какие-то килёчки, но они должны быть развиты в достаточной степени, настоящие аэродинамические кили, которые определяют устойчивость при движении. Очевидно, будет необходима гиростабилизированная подвеска – то есть устройства, которые будут сохранять положение в пространстве за счет гироскопов. Если не будет принудительного сохранения траектории, то любая, самая небольшая кочка или другое препятствие приведет к неприятностям. Возможно, что гиростабилизаторы там и предусмотрены».

Вообще с точки зрения механики и аэродинамики проект Bloodhound SSC требует особой тщательности исполнения. «Можно предположить, что тут возникнут проблемы с вибрацией колес по типу «шимми» – колебания разных форм и частот, – поясняет Маврицкий. – Кроме того, если у летательных аппаратов скачок уплотнения воздуха при переходе звукового барьера распространяется по всем направлениям, то здесь этот скачок отразится от земли и ударит в нижнюю часть, подбросит аппарат. Это очень неприятный эффект. Потому форма носа у аппаратов, движущихся близко к земле на большой скорости, имеют форму перевернутого утюга, чтобы скачок распространялся только вправо и влево, по бокам, но не под аппарат. Из имеющихся эскизов Bloodhound SSC можно предположить, что именно так и предполагается сделать».


Пилот Энди Грин готовит Trust SSC, предшественника «Сверхзвуковой гончей», к рекордному заезду. 1997 год.
Источник: blubeard-electric.net

Наконец, самый главный вопрос: зачем нужен пилот в аппарате, движущемся с такой скоростью, когда решение в случае нештатной ситуации, например, нужно будет принимать за долю секунды? «Судя по всему, функции пилота будут либо нулевые, либо сильно ограничены, – считает Маврицкий. – Только автоматика, только компьютеры. Пилот по большому счету тут и не нужен. Но тогда это будет уже беспилотный аппарат».

Но вот как раз имя-то будущего пилота «сверхзвуковой гончей» уже известно – математик Энди Грин. Это именно он в 1997 году был за баранкой машины Thrust SSC – своеобразном гибриде автомобиля и реактивного истребителя, на котором был установлен нынешний рекорд скорости при движении по земле – 1227 км в час.

Заметим, что на Thrust SSC тоже использовались две турбины Rolls-Royce Spey 202 с истребителя Phantom. И в этом смысле, по мнению Владимира Маврицкого, чего-то нового здесь придумать трудно. Наоборот, английские инженеры в этом проекте «используют уже достигнутые в авиации решения: двигатели – самолетные, формы – авиационные... Дай бог им все хорошо известные для самолетов наработки и достижения применить и к своей «гончей».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сенаторов ознакомили с материалами уголовных дел

Сенаторов ознакомили с материалами уголовных дел

Екатерина Трифонова

Следователи и адвокаты спорят о причинах длительного содержания граждан в СИЗО

0
1168
Теракт против генерала Кириллова может задеть межнациональные отношения

Теракт против генерала Кириллова может задеть межнациональные отношения

Владимир Разуваев

Задержанный подозреваемый – мигрант из Узбекистана – заявил, что выполнял задание украинских спецслужб

0
2444
Партии возвращаются к "народным референдумам"

Партии возвращаются к "народным референдумам"

Дарья Гармоненко

Будущий электорат стимулируют сбором подписей под различными инициативами

0
1309
Белгородские предприятия отказались от хранения топлива на приграничных территориях

Белгородские предприятия отказались от хранения топлива на приграничных территориях

0
956

Другие новости