Ислам – отнюдь не единственная религия, которую исповедуют разные арабские этнические группы.
Фото Reuters
Как известно, у евреев-израильтян не самые лучшие отношения с арабами – так уж сложилось в XX веке. Однако есть арабская группа на севере Израиля, с которой взаимоотношения, можно сказать, замечательные. Это друзы, их в стране сейчас около 120 тыс. человек. Они служат в израильской армии, полиции, пограничных частях – настолько им доверяют. Живут друзы также в Ливане, Сирии, в других странах Ближнего Востока и в иных регионах мира, всего их около 1,5 млн. человек.
Посвященные и совершенные
Будучи по происхождению, языку, многим элементам культуры частью ближневосточного арабского мира, друзы, в силу их конфессиональной специфики, являются особой общностью внутри этого мира со своей особенной позицией по всем вопросам.
Община друзов выделилась из исмаилитов (одна из основных шиитских сект в исламе) в XI веке. Ее название восходит к имени ад-Дарази, который, находясь на службе у исмаилитского халифа Египта аль-Хакима (XI в.), пришел к мысли о его божественности. Сами друзы называют себя «аль-муваххидун» («исповедующие единство Божие»). В Египте Дарази единомышленников почти не нашел; однако в горных районах Сирии и Ливана их неожиданно оказалось немало.
В религиозной системе друзов причудливо сочетаются элементы зороастризма и христианства, ислама и доисламских верований. Среди главных пунктов – возможность воплощения Бога в человеке, вера в переселение душ. В отличие от ортодоксальных мусульман друзы не признают нормы шариата (исламского права, принципов и правил поведения во всех сферах жизни); они не совершают обряд обрезания, употребляют алкогольные напитки.
Община друзов закрыта для прозелитов; это очень замкнутая, строго эндогамная группа (браки заключаются только между единоверцами).
Религиозная доктрина друзов эзотерична: полностью она известна лишь тем, кого называют уккаль (посвященные), избранная часть которых – аджавид (совершенные). Остальные (то есть большинство), независимо от их социального статуса, который может быть весьма высоким (политики, крупные чиновники, бизнесмены), это – джуххаль (неведающие, непосвященные).
Этнические маркеры
Когда часть этноса объединена (и, соответственно, отъединена) особым религиозным учением, отличным от той религии, которой привержено большинство этого народа, то у нее могут сформироваться специфические черты быта, культуры. Если эти особенности, связанные с религиозными представлениями и культом ритуалы, обычаи, традиции становятся своеобразными этническими чертами, этническими маркерами группы, то этнологи квалифицируют ее как этноконфессиональную общность.
Как правило, у такой группы возникает свое общинное самосознание («мы – не идентичны всему этому народу, мы – особенные, отдельные от него»), с которым связано и особое самоназвание (и особое называние ее «со стороны» – и со стороны данного народа, и других народов, контактирующих с этой группой). Друзы – типичная этноконфессиональная общность.
Для членов таких групп характерна прочная, практически не поддающаяся эрозии самоидентификация со своей общиной. Друз остается друзом и в Европе, и в Африке, в любой стране, в любом окружении. Такие общности (и в целом, и небольшие группы их, и отдельные их члены) чрезвычайно устойчивы к ассимиляции – охраняемые, защищаемые от нее их специфичным (и очень консервативным) религиозным комплексом, который определяет их самосознание, поведение, взаимоотношения с окружающим миром. Им свойственна обычно и своя позиция в таких сферах, как идеология и политика (что демонстрирует, например, отношение друзов к арабо-израильскому противостоянию).
Две сущности, одна воля
Этноконфессиональные группы есть во многих народах, в разных регионах. В составе русских это старообрядцы и молокане; среди татар Волго-Уральского региона – кряшены (крещеные татары); в грузинском этносе – аджарцы и ингилойцы (мусульмане-сунниты). Немало таких общностей на Ближнем и Среднем Востоке.
На Севере Ливана живут марониты – этноконфессиональная группа в составе ливанских арабов. Они христиане-католики. Как и друзов, их можно встретить и в странах региона, и в более дальних краях. Название – по имени сирийского аскета-отшельника Мара Марона (IV – начало V века). Община сформировалась в северо-западной части Сирии в V–VII веках. Стержнем ее теологии стала идея монофелитства (от греч. monos – один, единств., thelema – воля). В отличие от ортодоксальной христианской догмы, признающей в Христе две природы – божественную и человеческую, и монофизитства, видящего в Христе только одну природу – божественную, монофелиты признают, что Иисус Христос обладал двумя природами, но одной волей (богочеловеческой).
Во второй половине VII–VIII веков маронитские монахи и их сторонники переселились в горные районы Северного Ливана, где часть населения переняла их религиозные представления.
Во время крестовых походов (XII–XIII века) марониты поддержали крестоносцев – и с оружием в руках (отряды лучников), и как проводники и переводчики. В государствах крестоносцев они занимали привилегированное положение. В эту же эпоху начались контакты лидеров маронитской общины с Ватиканом. Верховенство Римского Папы, признаваемое с XIII века, окончательно было оформлено на Ливанском соборе в 1736 году (основные догматы католицизма маронитская церковь приняла еще в 1596 году). Однако марониты сохранили свою обрядность и культурно-догматическую самобытность. Богослужение ведется частично на арабском, частично на сирийском языке (один из семитских языков, ставший языком культа у разных конфессиональных групп в регионе, о котором идет речь). Маронитское духовенство не придерживается целибата (безбрачия), обязательного для католических священников.
Марониты активно участвуют в общественно-политической жизни Ливана. В соответствии с «Национальным пактом» 1943 года должность президента страны и ряд важных правительственных постов зарезервированы за маронитской общиной.
Из президентского клана
Нусайриты (нусайрийя) – тоже очень особая группа арабов – живут в Сирии, Турции, Северном Ливане. Название их – от имени шиитского богослова IX века Мухаммеда ибн Нусайра; более позднее их наименование – алавиты (от араб. «алавийун», «сторонники Али»).
Возникла община в X веке в Северной Сирии. В религии нусайритов можно найти идеи и представления шиитов-исмаилитов, христианства, гностицизма, древневосточных астральных культов. Бог, по их учению, это единство трех ипостасей (Смысл, Имя, Врата), которые могут воплощаться в пророках. Они признают божественность Иисуса, почитают его учеников-апостолов и священные книги христианства, отмечают Рождество и Пасху. Однако в основе их священного писания (Китаб аль-Маджму) лежит текст Корана. При этом они отвергают обрядовые и моральные запреты ислама. Из астральных культов к ним пришло почитание Солнца, Луны, звезд. Нусайриты верят в переселение душ.
Как и у друзов, в общине нусайритов есть элита – посвященные (хасса) и непосвященные (амма). У первых – свои священные книги, скрытый смысл которых для непосвященных недоступен.
В Сирии к нусайритам относятся более двух третей арабов-шиитов (около 1,5 млн. человек), в том числе клан президента страны Асада, многие чиновники высоких и высших рангов, офицеры и генералы, бизнесмены.
Горожане Верхнего Египта
Самая крупная арабская этноконфессиональная группа – это копты, часть египетских арабов. Собственно, название их и означает «египтянин» (от греческого – aigyptios). Они – потомки древних египтян, принявшие христианство (монофизитского направления) еще в I веке; их церковь (официально она называется Коптская православная церковь) – одна из древнейших христианских церквей, во главе с Патриархом. В наши дни только в Египте у нее более 8 млн. приверженцев. Небольшие группы коптов живут в Судане, Ливии, США, ряде других стран.
Египет был завоеван арабами в 639–642 годах, став позднее частью Арабского халифата. Современные египетские арабы сформировались как этнос в процессе смешения коренного населения (коптов, берберов и др.) с арабами, отдельные группы которых проникали и оседали в Египте еще в I тыс. до н.э.
После джихада VII века быстро шел процесс исламизации местного населения; переход на язык завоевателей оказался более длительным процессом, он занял несколько столетий, завершившись в основном в XIV веке. Дольше всех – тысячу лет, до XVII века, – противились арабизации египетские христиане, копты – горожане Верхнего Египта. Но и потом – по сей день – коптский язык (последняя стадия эволюции языка древних египтян) сохранился как язык богослужебных книг, частично – как язык литургии (наряду с арабским, по преимуществу). В основе коптской письменности лежит греческий алфавит.
Влияние ислама, исламской культуры проявилось в том, что молятся копты, вымыв руки и повернувшись лицом к Востоку, в головных уборах (но снимают обувь при входе в церковь, как это делают мусульмане, входя в мечеть). Литургия сопровождается пением и музицированием на флейте и ударных инструментах. Распространен среди коптов обычай обрезания крайней плоти у мальчиков (как это делалось, впрочем, еще в Древнем Египте).
Браки заключаются, как правило, только с единоверцами, и это – один из главных факторов сохранения коптской общности как особой группы.
Нестандартные группы
На юге Ирака и в прилегающих районах Ирана живет еще одна «нестандартная» арабская группа – сабии (от арамейского «саби» – погружать в воду); называют их также мандеи, назореи, наорайе д’Иахйа («исполнители заветов св. Иоанна (Крестителя)» – это их самоназвание). В середине 1990-х годов их было 45–50 тыс. человек. Разговорный язык – арабский, язык священных книг и культа – арамейский.
Религия сабиев – мандеизм («манда» – «знание» на восточноарамейском языке). Возникла она в Двуречье либо незадолго до н.э., либо в I–II веках н.э. В ней, как и в ряде других религий Ближнего Востока, переплелись элементы разных верований народов этого региона. Бог, творец и распорядитель всего, помогает людям через посланника-спасителя, который принес на Землю Откровение Всевышнего. Главная священная книга сабиев – «Гинза» («Сокровище»). Один из самых почитаемых святых – Иоанн Креститель. Обряд крещения совершается обязательно в проточной воде. Для сабиев вообще характерен культ воды, рек, на берегах которых они живут; воду пьют только речную.
Как и другие подобные группы, община сабиев строго эндогамна. Для них характерно многоженство, стремление иметь как можно больше детей (что осознается как выполнение долга перед Создателем).
В этом же регионе проживает еще одна интересная этноконфессиональная общность, но не из арабского мира; это езиды (йезиды; езди), субэтническая группа курдов. Их около полумиллиона человек (впрочем, по их собственной статистике, цифра эта в 5–6 раз больше); расселены в основном в Ираке и Турции; говорят на диалекте курдского языка (один из иранских языков).
В религии езидов – и элементы, и целые комплексы из ислама и христианства (в варианте несторианства), иудаизма и зороастризма. Они признают и Коран, и Библию; почитают как пророков Моисея, Иисуса Христа, Мохаммеда; от христиан переняли обряд крещения, от иудеев и мусульман – обрезание крайней плоти у мальчиков. Их главные священные тексты – «Книга откровений» и «Черная книга», где изложена (тайнописью) доктрина езидизма.
Основателем религии езидов считается шейх Ади (XI век), он почитается как святой и пророк. Посвященный ему храм и его могила (в Ираке, район города Мосула) – место паломничества езидов.
Дуалистически представляя действующие в мире силы, они поклоняются и светлому, доброму началу (олицетворение которого – Бог – демиург Езд), и темному, негативному (его изображают в виде красивого павлина, называется он Малаки-Тауз); при этом почитание, умилостивление последнего особенно активно, часто, многообразно (чтобы не причинил зла, не наслал беды┘).
В общественном устройстве езидов сохраняется деление на касты муридов (миряне) и руани (духовные лица, во главе которых стоят шейхи); на вершине социальной пирамиды – шейх – потомок шейха Ади.
Религия езидов, связанные с нею ритуалы, формы и нормы социальной жизни, выраженное групповое самосознание настолько выделяют их, отличают от остальных курдов, что фактически они уже стали отдельным от курдов этносом (либо процесс этот – на завершающей стадии).
* * *
В заключение важно, думаю, подчеркнуть, что в арабских/исламских странах конфессионально-общинное сознание и в наше время сплошь и рядом превалирует над общеэтническим, определяя позицию и группы в целом, и каждого из ее членов практически во всех вопросах. Когда мы говорим «Восток – дело тонкое», необходимо знать и учитывать и эту составляющую данной формулы – я имею в виду этноконфессиональную специфику человека, группы. Иногда она может оказаться решающей.