Cнежный человек давно уже стал объектом массовой культуры.
Северный Кавказ, как и другие горы, издавна осваивается горцами-скотоводами, пахарями, горняками, энергетиками. А в новое время, с минувшего века – курортниками, туристами, горнолыжниками, альпинистами. Но, пожалуй, выше всех на постоянное обитание забираются метеорологи. Одна из их станций находится севернее Эльбруса на горе Малый Бермамыт (2643 м) (рядом находится и гора Большой Бермамыт, 2591 м). Бермамытское плато, расположенное на Скалистом хребте в 35 километрах от Кисловодска, издавна славится среди жителей Ставропольщины и Карачаево-Черкесии своими богатыми альпийскими лугами. Сюда с самых отдаленных районов пригоняют чабаны скот.
Кстати, здесь в первый год организации в 1901 году Кавказского горного общества устроили приют для туристов. В дальнейшем на горе приобрели в аренду участок земли, а барак благоустроили для вполне сносного жилья. Тут часто останавливались проводники из карачаевцев и балкарцев с группами туристов. Так что место вблизи Кавминвод, прямо скажем, освоенное и исхоженное.
Общаясь с пастухами, начальник метеорологической станции Валерий Кольцов и его коллеги не раз слышали о встречах с обитающими якобы в этих местах загадочными каптарами. В разных частях земного шара этих существ называют по-разному: в Гималаях их именуют йети, на Памире – галуб-яваны, в Монголии – алмасы, в Якутии – чучуны, в Канаде – саскватчи, в США – бигфуты, в Австралии – йауи, в Японии – хибагоны... В общем, «снежный человек».
Конечно, эти слухи всерьез не воспринимались, но слишком уж много говорилось и писалось об этих легендарных гоминоидах. Назначались специальные поисковые экспедиции по их поиску. Одни ученые решительно признавали гипотезу об их существовании. Оппоненты столь же решительно требовали более весомых доказательств, вплоть до поимки снежного человека. Как бы там ни было, но интерес к феномену со временем стал заметно падать. Существовавшая с 70-х годов прошлого века специальная Комиссия при президиуме Академии наук СССР прекратила свою деятельность. Но не успокоились энтузиасты. Почти все отправляющиеся в горы туристские и альпинистские группы приглядывались и прислушивались┘
Одна из групп московских туристов во время своего похода задержалась на метеостанции на горе Бермамыт. Начальник станции обеспокоился долгим отсутствием группы, пошел на поиски. Поднявшись на возвышенность, увидел идущих навстречу туристов. Оказалось, что когда они возвращались, то заметили в стороне от тропы непонятные следы на снегу. Ими нельзя было не заинтересоваться. Удивляли их размеры – около 50 см в длину. Они напоминали следы человеческих ступней. Но странно – отпечатки ступней были слабо утоплены в снег, при том что даже идущие без груза люди глубоко в него проваливались. У отвесной скалы следы резко обрывались. Взобраться вверх без соответствующего снаряжения даже альпинисту оказалось не под силу.
Но удивило и еще одно обстоятельство. Рядом с большими следами взрослого существа были замечены и маленькие, вдвое меньше – детские┘ Так впервые были засвидетельствованы отпечатки не только взрослого загадочного каптара, но и его детеныша. Это давало основание предположить, что снежный человек не только не исчезает, не вымирает, но и продолжает свой род.
О событиях на горе Бермамыт туристы сообщили в Дарвинский музей в Москве. Его специалисты организовали постоянно действующий семинар, продолживший исследование вопросов о реликтовых гоминоидах. Не прекращалась теоретическая и экспедиционная работа.
У исследователей набрались сотни сообщений и свидетельств о снежном человеке, так что появилась возможность провести даже начальную классификацию по внешнему виду и росту. Выделяются три группы. Карликовые йети – рост 90–120 см, встречаемые в Непале и Тибете. Средняя группа – остроголовые, обитатели горных лесов Памира и Тибета. И третья группа, самые высокорослые, от 2 до 3 метров ростом – косматые отшельники Дальнего Востока, Сибири, Северного Вьетнама, Бирмы, Америки. Эти последние – плосконосые, длиннорукие, со скошенными лбами, наиболее внушительного вида и с проявлением агрессии. Все они волосатые, все отличные внешне и повадками от людей. К какому роду относится существо с горы Бермамыт, трудно сказать.
Определяются и «спортивные» характеристики снежного человека. Хотя вес иных из них достигает примерно и 150 кг, бегают они легко и быстро. Находятся свидетели, которые видели, как эти «мохначи» (такие, мол, водятся в Сибири, в Тюменском крае) ловко и легко взбирались по отвесным скалам. Так что они дали бы, наверное, фору и нашим подготовленным альпинистам и скалолазам. Словом, эти снежные, в общем-то, миролюбивые и даже стеснительные, ребята могли бы быть совсем симпатичными. Вот только носы у них приплюснуты и лбы покаты. Но такие и среди гомосапиенсов попадаются. Да и мужская красота – понятие относительное.
Шутки шутками, но криптозоологи (от греч. kryptos – тайный, скрытый – область исследований, посвященная целенаправленному поиску животных, существование которых не доказано) нередко бывают в горах на разных материках и собирают данные по этой теме. Вот что по этому поводу говорит доктор биологических наук Валентин Сапунов, один из ведущих поисковиков «реликтового гоминоида» в России: «У меня есть данные, что летом 2002 года цепочку странных следов находили под Великим Новгородом. В мае снежного человека видели в Ленинградской области, в районе города Лодейное Поле. В Кировской области жители не раз наблюдали человекообразное существо ростом около двух метров, покрытое бурой шерстью и с руками ниже колен. Во время перестройки, когда разорялись колхозы и люди уезжали из села, йети осмелел – его видели чаще. Примерно с 1995 года пошло новое наступление на природу, и сведений о нем стало меньше».
По гипотезе Сапунова, в мире существуют несколько популяций снежного человека, несколько из них обитают в России. Так, одна из них выбрала себе «местом базирования» центральные районы Карелии. В целом же по миру число популяций достигает двух тысяч, а счет самих йети идет на тысячи!
Однако чем больше появляется сообщений о современных встречах со «снежными людьми», тем больше высказывается сомнений в их реальном существовании. Нужны более надежные, документальные доказательства. Ведь познавательно и полезно узнать, как эти представители «снежно-человеческого» рода-племени смогли выжить, не погибнуть от голода и болезней, увернуться от самоистребительных войн. Словом, может, было бы чему поучиться по части выживания у снежного человека?!