В номере «НГ-наука» от 14 мая 2008 года была опубликована статья корреспондента «НГ» Андрея Терехова «Родина Герберта Уэллса «зеленеет». Статья в целом содержит ценную информацию о реализации в Великобритании программ энергосбережения, вызванных к жизни Киотским протоколом (и, конечно, высокими ценами на нефть).
Статья дает хороший повод обсудить то, насколько наше общество знакомо с идеями и параметрами, лежащими в основе Киотского протокола. Цифровые показатели развития энергетики, стоящие за статьями Киотского протокола, представляют самостоятельный экономический и научный интерес.
Я в течение ряда лет занимаюсь проблемой Киотского протокола как геофизик. Выступал на Всемирной конференции по изменению климата, проведенной в Москве осенью 2003 года.
Баланс углекислого газа в атмосфере планеты – предмет строгого, можно сказать дотошного, научного анализа. Известно, что выбросы СО2 вызываются не только техногенными причинами, но и естественными (природными). Например, действующие вулканы суши в год выбрасывают десятки и сотни миллионов тонн диоксида углерода. В то же время промышленные предприятия и энергоустановки всей планеты – существенно более 10 млрд. тонн СО2 в год.
Статью Андрея Терехова иллюстрирует «Карта глобального распределения выбросов СО2» со ссылкой на издание ООН 2007 года. В карте приводятся следующие данные по масштабам выброса СО2: Россия – 1,5 Гт (миллиарда тонн), США – 6,0 Гт.
Целесообразно сравнить эти данные с показателями, принятыми на Киотской конференции (декабрь 1997 года) и являющимися официальными цифрами Киотского протокола: Россия – 2,388720 млрд. тонн выбросов СО2 в год; США – 4,957022 млрд. тонн. Нет оснований считать, что размеры выбросов ведущих стран существенно изменились за последние 10 лет (общие выбросы планируется сократить на 5% к 2012 году).
Сравнение приведенных в статье цифр с официальными цифрами Киотского протокола может привести к выводу, что Россия выбрасывает в атмосферу углекислоты существенно меньше, чем предусмотрено Киотским протоколом: 63% от табличного показателя, а США – больше (6,0 Гт против 4,96). Однако такое сравнение требует осторожного, продуманного подхода.
В ноябре 2007 года в авторитетном журнале Nature была опубликована короткая заметка Дж. Толлефсона (J.Tollefson) «Страны с наибольшими выбросами СО2 за счет энергетики (тонны топлива в год)» (Nature 450, 327 (2007). В карте, прилагаемой к этой статье, для России приводится цифра 600 млн. тонн потребляемого топлива в год, что соответствует примерно 2,2 млрд. тонн выброса СО2. Расхождение этих цифр (1,5 и 2,2 Гт – в полтора раза) показывает, насколько неполно известна научной общественности ситуация с реализацией Киотского протокола. Вот, например, цитата из статьи Андрея Терехова: «Настоящий скандал вызвало появление в печати информации, что Лондон рапортовал в ООН о 12-процентном сокращении выбросов СО2 в стране по сравнению с базовым 1990 годом, хотя на самом деле эмиссия осталась примерно на том же уровне».
Статья Толлефсона подверглась обоснованной критике за неточность представленной в ней информации: в ней, например, неправильно показано на карте положение Южной Кореи. Представляются спорными и некоторые из приведенных в ней цифр. Например, для России известны и другие оценки масштаба выбросов углекислоты.
Попробуем разобраться, чем вызвано такое различие в цифрах.
Киотский протокол «разрешает» России сжигать в год около 650 млн. тонн условного топлива. По данным автора, только для целей отопления жилых помещений в России расходуется от 300 до 400 млн. тонн условного топлива в год. С учетом расхода топлива в промышленности суммарная цифра сжигаемого в России топлива приближается к 700–800 млн. тонн. К сожалению, данные официальной статистики, публикуемые в «Российском статистическом ежегоднике», не позволяют определить объем топлива, потребляемого в России. Можно лишь сделать вывод, что в России ежегодно добывается из недр около 1,5 млрд. тонн сжигаемого топлива (данные за 2002 год), значительная часть которого (половина?) экспортируется. Возможно, что Россия уже «сожгла» свою Киотскую квоту, о чем давно предупреждали некоторые эксперты.
Воспользовавшись цифрами Приложения к Киотскому протоколу и данными по численности населения той или иной страны, нетрудно подсчитать выброс СО2 на душу населения.
Наименьшие ежегодные выбросы на душу населения из числа промышленно развитых стран – в Норвегии: 8,1 т/чел. Такая малая величина выбросов СО2 объясняется тем, что значительная часть энергии в стране обеспечивается гидроэлектростанциями, то есть без сжигания нефти, газа или угля.
Выброс СО2 на душу населения в России, вычисленный по показателям Киотского протокола, сегодня составляет 16,8 т/чел., в то время как аналогичный показатель для США – 16,72 т/чел. С учетом сокращения численности населения РФ и роста численности населения США этот разрыв будет нарастать и, следовательно, оставаться не в пользу России. Но, учтите, это цифры теоретические, вытекающие из Киотского протокола. А что в действительности?
Цифра Киотского протокола для США, кстати, мало отвечает промышленной и энергетической реальности этой страны: по данным обследования ситуации с выбросами диоксида углерода, которые доступны на сайте Министерства энергетики США (Report #:DOE/EIA-0383(2008), объем выбросов в 2008 году достигнет 6 млрд. тонн. По данным других американских же исследователей, он приблизится к 7 млрд. тонн. Суммарное потребление сжигаемого топлива в США, по данным того же министерства, в 2007 году составило 2,1 млрд. тонн, что соответствует выбросу 7,6 млрд. тонн СО2 (около 25,5 т СО2 на душу населения в год).
США не принимают участия в реализации Киотского протокола, но это не значит, что в США не ведется борьба с загрязнением атмосферы промышленными выбросами. Недавно президент Буш объявил национальный план, целью которого поставлена стабилизация объема выбросов углекислого газа в США к 2025 году. Заметим, что Соединенные Штаты достигли предельного уровня душевого энергопотребления и этот уровень стабилизировался еще в конце XX века. На сегодняшний день жители США потребляют больше всех в мире сжигаемого топлива на душу населения, по грубым оценкам – в два раза больше среднего жителя России, что вызвано прежде всего высокой энерговооруженностью среднего американского жителя. Интересно, что доля расходов энергии на транспортные цели составляет около 1/3 всех расходов топлива в стране, что говорит о высокой мобильности людей и вещей.
Реализация Киотского протокола уже сегодня ставит перед Россией проблему полноты учета топливных ресурсов и прозрачности отчетности. В интересах охраны окружающей среды уже в сравнительно близком будущем, после 2012 года, необходимо создать новую – и не только международную, но и национальную – систему контроля за ее тепловым загрязнением. В основе подобной системы должны лежать достоверные и доступные гражданам России цифры энергопотребления, энергосбережения и связанного с энергетикой загрязнения среды.