В первом своем «БЛОГ-ПОСТЕ» (см. «НГ-наука» от 12.03.08) я, в качестве одного из главных способов порождения Будущего, определил использование технических и технологических инноваций, гаджетов (от англ. – gadget: приспособление, принадлежность, техническая новинка; но также – безделушка, ерунда). Сегодня о них – поподробнее┘
Почему это важно.
«┘Мы должны предвидеть воздействия технического нововведения на социальную, культурную и психологическую среду, – справедливо замечал классик футурологии Алвин Тоффлер. – Широко распространено убеждение, что автомобиль изменил лицо наших городов <┘>, изменил сексуальные традиции и ослабил семейные связи. На Среднем Западе быстрому распространению транзисторных радиоприемников приписывается связь с усилением арабского национализма. Контрацептивы, компьютеры, космические достижения, как и изобретение и распространение таких «мягких» технологий, как системный анализ, – все несут в себе значительные социальные изменения». Кстати, написано это было еще в 1970 году.
В условиях постиндустриального мира, когда мы имеем дело с информационными технологиями (IT), или, как их называет Тоффлер, «мягкими» технологиями, гаджеты уже изначально создаются с намерением определенным образом повлиять на тип поведения людей. Уже не мы становимся частью гаджетов, как, скажем, это было в случае с автомобилем, а гаджеты становятся частью нас, буквально. Они лезут во все дыры: в карманы нашей одежды, в ушные раковины, под кожу┘
К лету 2006 года более 2,5 тысячи человек во всем мире имплантировали себе под кожу RFID-чипы (от RadioFrequency IDentification – технология радиочастотной идентификации). RFID-метка – это миниатюрный кремниевый чип (размером с рисовое зерно). Если такую метку поднести к устройству-считывателю (ридеру), то она активизируется и посредством 125-килогерцевых радиосигналов передаст всю информацию, хранящуюся в памяти микрочипа. Так что главная задача теперь – не перепутать, с чем у тебя проблемы: с памятью или с кремниевым чипом. Последнее не так просто.
Британцы, например, тратят три года жизни на бесцельное блуждание по интернету. Об этом сообщило недавно издание Tech.co.uk со ссылкой на результаты опроса посетителей британского подразделения портала AOL┘
Почти половина жителей Японии принимают ванну с мобильным телефоном, передает агентство AFP со ссылкой на данные социологического исследования компании Sega. 41,2% японцев хотя бы один раз брали с собой в ванну сотовый телефон. В опросе приняли участие 16 250 респондентов. В большинстве случаев, находясь в ванне, японцы используют телефон для отправки SMS-сообщений. (Признайтесь: вы, наверное, подумали – для улучшения качества помывки?) Янки тоже не отстают. У 68% американцев всех возрастов боязнь остаться без связи вызывает такие чувства, как оцепенение, дезориентация, напряженность, неадекватные реакции и паника. Об этом сообщает Engadget со ссылкой на исследование компании Solutions Research Group, опросившей в течение двух лет 5 тыс. человек. Профилактика этих навязчивых состояний простая: обладатели коммуникаторов используют свой гаджет даже в ванной, а свыше 30% владельцев ноутбуков работают на них в спальне. В целом 83% американских абонентов сотовой связи подтвердили, что их телефон всегда с ними, куда бы они ни пошли. Даже в ванну. (Это, наверное, назло японцам┘)
Порождение будущего – это фактически понуждение субъектов к взаимодействию в рамках сконструированных нами (социальными конструкторами) правил. Но все дело как раз в том, что очень редко удается так сконструировать эти правила, чтобы субъекты социума (равно, как и технетические субъекты) стали по ним играть, переформатируясь в «бессубъектное сообщество». Субъекты обоих типов – и белковые существа, и кремниевые гаджеты – каким-то непостижимым образом ускользают из игры по предложенным правилам. Гораздо чаще такое переформатирование происходит спонтанно. Картинка становится трудно предсказуемой еще и потому, что в системе возникают обратные реакции (feedback): свойства продукта/гаджета определяются пользователями, а не инженерами.
Никто не мог предположить, например, что изобретение в 1970-е годы пульта дистанционного управления (ДУ) телевизором изменит не только саму стратегию смотрения ТВ, но и наше восприятие действительности. А ведь кажется, что инженеры японской корпорации AKAI, создавая ДУ, решали вполне банальную, частную техническую задачу: облегчить человеку функцию переключения программ телевизионного приемника┘ Однако в итоге изменилось само восприятие: теперь мы смотрим несколько программ одновременно или вообще не смотрим. Появилось такое социальное явление (даже психическая нозология), как заппинг (от англ. zapping – раз-раз; пережигание перемычек) – «перепрыгивание» с канала на канал. Под эту стратегию смотрения вынуждены подстраиваться рекламодатели: в прайм-тайм по всем ТВ-каналам рекламные блоки транслируются почти одновременно. Реклама фатальна и неотвратима!
Российский писатель Виктор Пелевин чутко подметил появление на социальной сцене такого «заппингующего» субъекта. Он называет его «субъектом номер два», или Homo Zapiens, ХЗ. Но его выводы еще более радикальны. «С этой точки зрения субъект номер два – нечто совершенно невероятное и неописуемое. Это телепередача, которая смотрит другую телепередачу. В этом процессе участвуют эмоции и мысли, но начисто отсутствует тот, в чьем сознании они возникают».
Шутки шутками, но более трети британцев (47% мужчин и 35% женщин) готовы отказаться от шести месяцев половой жизни в обмен на плазменный телевизор с диагональю 50 дюймов. Эти данные из исследования, проведенного магазином бытовой техники Comet, приводит Tech.co.uk. (Для сравнения: 24% согласились в обмен на плазменный ТВ бросить курить, 25% – отказаться от шоколада. И только 17% респондентов готовы не смотреть футбол, если получат такого 50-дюймового голубого друга.)
Но фантазия, а следовательно, и социальные стратегии потребителей гаджетов не знают пределов.
81-летний австралиец покончил жизнь самоубийством с помощью специально собранного им робота, чертежи которого он скачал из интернета, сообщает FoxNews. Старик поставил собранного им робота, вооруженного полуавтоматическим пистолетом 22-го калибра, на подъездную дорожку возле своего дома, сам встал напротив и привел машину в действие. Пистолет был заряжен четырьмя пулями. Все они попали жителю Зеленого континента в голову.
Недаром кто-то сказал, что самоубийство – это предельный способ самокритики┘