Под гражданским машиностроением я понимаю отрасли, производящие предметы потребления, средства транспорта и необходимое для этого оборудование. Сюда же логично включить различные виды оборудования, применяемые для производства продуктов питания и оказания услуг, сооружения жилых и прочих зданий и объектов, добычи и переработки полезных ископаемых.
Возрождать отечественное гражданское машиностроение следует на основе системного подхода, исходя из нужд и возможностей людей и с учетом ограничений, накладываемых требованиями по сохранению природной среды. При этом необходимо иметь в виду, что продукция отечественного машиностроения может оказаться неконкурентоспособной по цене в сравнении с аналогичной зарубежной по причине высоких издержек производства. Холодный климат и гигантские размеры нашей страны обуславливают существенные расходы на строительство, содержание и отопление производственных зданий, на транспортирование материалов, полуфабрикатов и готовых изделий.
Если мы хотим вывести нашу страну на путь экономической независимости и самостоятельности из состояния сырьевого придатка в системе международного разделения труда, то потребуется дотировать производство или потребление многих видов продукции отечественного машиностроения. Средства для этого можно взять из природной ренты, получаемой от реализации энергетических природных ресурсов и продуктов их переработки.
Начать надо с построения нового древа целей машиностроительного производства, взяв за отправную точку потребности человека. Целесообразно воспользоваться классификацией потребностей, предложенной академиком Павлом Симоновым, и расписать, что именно нужно производить для их удовлетворения. В этом направлении большая работа была проделана в Центральном экономико-математическом институте РАН в процессе создания Системы оптимального функционирования экономики.
Необходимость сохранения окружающей природной среды выдвигает определенные требования к размещению промышленных предприятий, к формированию системы расселения людей на территории страны и к организации среды их обитания (поселений). Так, «Повестка дня на ХХI век», предложенная Конференцией ООН по окружающей среде и развитию еще в июне 1992 года, рекомендует «поощрять развитие городов среднего размера, предоставляющих рабочие места и жилье». А вот в преданной забвению «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (утверждена в апреле 1996 года) указывается на необходимость «целенаправленных изменений структуры личного и общественного потребления».
Огромное значение имеет качество персонала предприятий. Для создания совершенных образцов машиностроительной продукции нужны очень талантливые люди. Производительность труда и качество продукции предприятий во многом зависят от системы мотивации людей к труду. Без привлечения специалистов по научной организации труда и психологии поведения человека, у которых имеются соответствующие наработки, эту задачу не решить.
Высокому качеству изделий машиностроения способствует и система стандартов показателей качества продукции. Ее необходимо развивать и совершенствовать. Переход же на технические регламенты вместо стандартов отнюдь не будет способствовать улучшению потребительских свойств продукции.
Для активизации работы изобретателей необходимо дополнить патентный закон существовавшей прежде формой охранного документа – авторским свидетельством, когда все расходы по подаче заявки, ее рассмотрению и выдаче охранного документа брало на себя государство, оставляя за собой исключительное право на использование изобретения.
Для помощи разработчикам в поиске оптимальных конструкторских решений целесообразно организовать при Союзе машиностроителей России консультационный центр, владеющий соответствующими методиками. К созданию такого центра следует привлечь «последних из могикан» – здравствующих ныне ведущих конструкторов прежней эпохи, еще работающих или оказавшихся не у дел. Это мероприятие, как мне представляется, вполне по силам СМР и соответствует его предназначению.
Будет полезно возродить систему центров и бюро по распространению научно-технической информации, обмену передовым опытом. «Коммерческие тайны» отнюдь не способствуют прогрессу общества.