0
7910
Газета Наука Интернет-версия

26.03.2008 00:00:00

Государственный авитаминоз

Анатолий Табер

Об авторе: Анатолий Маркович Табер - директор ОАО "Альфа Сити-полис", доктор химических наук, профессор, лауреат премии им. С.В.Лебедева АН СССР.

Тэги: витамины, производство


витамины, производство Недостаток витамина С люди стремятся ликвидировать всеми доступными способами.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В СССР производилось около 2 тыс. тонн в год аскорбиновой кислоты (читай – витамина С) при потребности на уровне около 3,5 тыс. тонн. При налаженной системе диспансеризации Минздрава СССР даже в благополучных центральных регионах СССР была отмечена острая недостаточность витамина С и факты проявления цинготных заболеваний. С этим боролись и находили средства на строительство новых заводов по получению витамина С даже в самые тяжелые послевоенные годы и во времена тотального дефицита времен перестройки.

C горьким привкусом

Отличительной особенностью отечественного производства аскорбиновой кислоты было то, что она была целиком создана нами самими. Ни один эпизод этого производства не был приобретен, а качество витамина С превосходило продукцию зарубежных фирм. Ни один зарубежный стандарт не предусматривал трехгодичный срок сохранности продукции. За отечественной аскорбинкой зарубежные фирмы выстраивались в очередь.

Будем откровенны, реалии того времени поставили производство аскорбиновой кислоты в сложное положение. Слишком долго игнорировался факт технического отставания, убогость аппаратурного оснащения, нерентабельные объемы единичной мощности и т.д. плюс пресловутое финансирование по остаточному принципу. Игнорирование этих фактов не изменило обстоятельств, а только усугубило последствия – крах отечественного производства аскорбиновой кислоты.

Российские заводы, выпускавшие аскорбиновую кислоту, один за одним уходили в небытие. Сначала Калининский витаминный завод, затем – Ленинград, Щелково, Уфа, Белгород, дольше других боролась Йошкар-Ола.

Как известно, клиническая смерть наступает со смертью мозга. Таким мозгом отрасли был ВНИИВИ – Витаминный институт. В его стенах была создана отечественная технология получения аскорбинки, здесь закладывались основы отечественной прикладной химии аскорбиновой кислоты. Как научный центр, он не выстоял под напором перемен. Эта утрата невосполнима, так как потеряно главное – отечественная школа специалистов.

Диктатура субстанции

Сегодня все виды витаминов, антибиотиков, как и все остальные 90% фармпродукции России, либо привозятся из-за кордона, либо делаются на заморском сырье. А ведь фармацевтическая промышленность в мировой практике всегда считалась одной самых привлекательных инвестиционных сфер бизнеса. По среднестатистической сводке один доллар, вложенный в фармпродукцию, возвращается инвестору шестью. По скорости возврата вложенных средств фармпромышленность конкурирует с пищевой.

Фармацевтическая промышленность это не только изготовление таблеток, драже и т.д. Это только готовые лекарственные средства, полученные на основе сырья – субстанции – базовой продукции фармацевтической промышленности. Вот она, субстанция, и делает это производство промышленностью.

Исходя из сказанного, у нас сегодня в стране как таковая фармацевтическая промышленность отсутствует, а есть многочисленные цехи по переработке зарубежного сырья. В Минпромэнерго РФ, вероятно ввиду занятости, так и не разобрались еще – чем они там курируют.

От того, какую цену на это сырье – субстанцию – установят в Гамбурге или в Пекине, зависит, сколько пенсионер оставит денег в кассе аптеки, на сколько похудеет бюджет отечества, на сколько разбогатеют производители субстанции и посредники, сколько новых рабочих мест мы создадим там, в Леверкузене или в Чжань-чжоу...

Сегодня очевидно только одно: в нашем отечестве сейчас отсутствует не только государственная программа долгосрочного стимулирования отраслей, ответственных за медицинскую безопасность страны, но и четкое понимание опасности сложившейся реальной ситуации.

Мне представляется в принципе маловероятным появление сейчас каких бы то ни было действенных госпрограмм или координированных действий на сей счет со стороны законодательных органов, структур власти. И вот почему.

Российский рынок лекарственных средств составляет 11 млрд. долл., из них порядка 9 млрд. – импорт, то есть эти деньги «прокручивают» фирмы, поставляющие на наш рынок импортные лекарства и субстанции. Можете себе представить, как легко им будет отказаться даже от малой части таких денег и что они будут готовы сделать для сохранения своего бизнеса?


Аскорбиновая кислота – вещество с не самой сложной химической формулой. Тем не менее ежегодно в Россию завозится из Китая, Швейцарии, Словении, Японии, Германии около 1,5 тонны аскорбинки.

Базовый элемент экономического чуда

Мы живем в век аскорбинового бума. Более 50 лет ежегодный прирост объемов производства аскорбинки в мире не ниже 5%, дефицит не опускается ниже 25%. Ежегодно в Россию завозится из Китая, Швейцарии, Словении, Японии, Германии около 1,5 тонны аскорбиновой кислоты на нужды здравоохранения, пищевой и парфюмерной промышленностей, ветеринарии и проч. Таким образом, порядка 15 млн. долл. из отечества уходит за кордон в явной форме, в скрытой – за проданные БАДы и другие продукты, содержащие аскорбиновую кислоту, считай как минимум вчетверо больше. Плюс потерянные рабочие места и утраченные налоговые отчисления. Вот и конкретный в денежном выражении ущерб, нанесенный аскорбинкой экономике РФ.

Аскорбиновая кислота стала своеобразным символом нашего времени, она вошла в разряд стратегического сырья США, Германии, Франции, объемы ее потребления стали рейтингом социального здоровья страны. Ни на один вид лекарственных средств человечество с такой легкостью не тратило средства. И надо признать, не без пользы для себя. Это прекрасно поняли в Китае и за три года создали самое мощное в мире производство аскорбинки. Они выбросили на рынок 30 тонн удивительно дешевой качественной продукции. Аскорбинка приносит экономике Китая в год порядка 1 млрд. долл. США.

Обратите внимание – экспансия товаров Китая на международном рынке началась с такого наукоемкого (читай – затратного) продукта, как аскорбиновая кислота. Все это Китай начал с приглашения зарубежных специалистов (в числе их был и автор этой статьи), так как Китай на тот момент практически не имел опыта работы в этой отрасли. Китайская администрация сделала только один предсказуемый шаг – определила стратегию и оказала поддержку отрасли (льготное налогообложение, дотации, протекционистское содействие на рынке), которая одним движением завоевала мировой рынок. На это не способна сегодня ни одна новация. Позволю смелость утверждать – даже усыновленная государством нанотехнология.

Еще раз обратите внимание – аскорбинка была в числе тех продуктов, которые дали старт китайскому экономическому чуду. А ведь все это могло быть и у нас. На тот период у нас была фора.

Аскорбинка в своем отечестве

Автор отдает себе отчет в тенденциозности своей статьи. Его следует извинить – за державу обидно.

У меня были хорошие учителя, мне довелось работать с прекрасными специалистами. У отечественной школы специалистов всегда был свой взгляд на химию и технологию производства аскорбиновой кислоты, с которым считались коллеги. Мне не раз приходилось принимать участие в проектах различных компаний по созданию производства аскорбиновой кислоты. Сейчас, когда я пишу эту статью, у меня лежит в кармане билет в Дели – в Индоре решили ставить завод по производству 2 тонн в год аскорбиновой кислоты. Мои знания востребованы там, где решаются проблемы понятной мне аскорбинки.

К сожалению, за эти годы ко мне ни разу никто не обратился из пределов отечества. Я не просто пассивно ждал звонка. Писал, встречался, доказывал чиновному люду и доморощенным бизнесменам, что можно создать и в отечестве продукт с экспортным будущим по цене ниже китайской с редким по своей краткости сроком окупаемости. Контрдовод первых – зачем строить, если можно купить. Вторых – зачем инвестировать сегодня здесь, если можно завтра.

Надеюсь, что так думают не все у нас дома. Поэтому я, как профессионал, обязан поддержать их и сказать слово в защиту отечественной аскорбиновой кислоты – малой части отечественной фармацевтической промышленности, продукция которой нужна каждому.

Я хочу напомнить слова Феликса Дзержинского, сказанные им в бытность председателем ВСНХ в 1925 году (кстати, мы почти ничего не знаем о его работе на этом посту): «Я не проповедаю, что мы должны изолироваться от заграницы. Это совершенный абсурд. Но мы обязаны создать благоприятный режим развития тех отраслей, которые жизненно необходимы и в которых мы можем конкурировать с ними». Это слова не только в защиту нашей аскорбинки, но и в защиту любого продукта с лейблом «Сделано в России».

Хочется верить, что в стране начнут понимать – нельзя вечно пить воду из чужих рук. Нерентабельно да и не по чину это великой державе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Закон против пыток не срабатывает уже два года

Закон против пыток не срабатывает уже два года

Екатерина Трифонова

Нормы Уголовного кодекса и международных конвенций применяют избирательно

0
1279
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
2088
Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Анастасия Башкатова

Искусственный интеллект уже оценивает скорость принятия решений чиновниками

0
1288
Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Дарья Гармоненко

Парламентские политструктуры поспорили о том, кто станет оппозицией "Единой России"

0
1349

Другие новости