В Институте мировой экономики и международных отношений РАН был представлен доклад «Анализ инновационной политики России и Украины по методологии Европейского союза». Данное исследование – результат работы группы экспертов из России, Украины и Великобритании в рамках международного проекта «Сравнительный анализ инновационной политики России и Украины по методологии Европейского инновационного табло» – Benchmarking Russia and Ukraine with respect to the Innovation Trendchart (BRUIT).
Надо отметить, что в ЕС создано специальное Европейское инновационное табло INNO-Policy TrendChart (ЕИТ) – наиболее полная на сегодняшний день база данных о тенденциях инновационной политики в ЕС. Сейчас информацию для нее предоставляют 39 государств. С текущего года в нее будут помещены данные по России и Украине. Пул этих стран обеспечивает 95% инновационной активности всего мира.
Но дьявол в деталях. А детали российского производства очень своеобразны. Директор ИМЭМО РАН, академик Александр Дынкин недаром подчеркнул, что надо учитывать искажающий фактор: «Мы являемся одним из крупнейших в мире экспортеров углеводородов. Это создает искажающие сигналы в экономике. В этих условиях проводить инновационную политику – непростая задача. И поэтому, например, напрямую сравнивать наши показатели инновационного развития с таковыми у других европейских стран не вполне корректно».
Впрочем, и тут не все так однозначно. Пример – Норвегия: этот сырьевой придаток Европы стал уже мировым экспортером не только сырья, но и инноваций. У нас же пока – вполне скромная цель: увеличить к 2015 году до 2,5% соотношение вложения в исследования и разработки (ИР) к ВВП.
«Наши оценки доли высокотехнологичной продукции России в общем объеме продуктового экспорта страны близки к данным Мирового банка, – подчеркивают авторы доклада. – Так, в 2005 году этот показатель составлял 8,09%, а в 2006 году он упал ниже отметки 8%, до 7,99%».
Другими словами, очень похоже, что правительство пока вкладывает деньги не столько в национальную инновационную систему, сколько в черную дыру под названием «национальная инновационная система».
Попытался внести ясность в этот вопрос эксперт проекта, ведущий аналитик InnoPolicy TrendChart Славко Радошевич. По его мнению, российским властям надо честно признать, что большой рост ВВП в России не основан на росте инноваций. «Все увеличение финансирования в инновации приходится на госсектор; в сфере НИОКР нет существенных изменений, и это плохой симптом», – считает европейский эксперт. Заметим, что доля бюджетных средств в структуре внутренних затрат на ИР в 2006 году составила 60,1%. «Вы еще не наполняете свою промышленность и экономику инновационными технологиями, – подчеркнул Радошевич. – Вы делаете промежуточные продукты».
Источник: доклад «Анализ инновационной политики России и Украины по методологии Европейского союза» |