Общий предок людей и кошек жил тогда, когда все остальные животные, те же собаки, пошли своей собственной эволюционной дорогой.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
За светло-коричневый цвет шкурки ее зовут Синемен (Cinnamon, или по-русски Корица). Ей четыре года. Это очень породистая абиссинская кошка, которая прошла через жесткий отбор, прежде чем удостоилась почетного права стать первым представителем своего вида, передавшим свой геном благодарному человечеству. Группа американских генетиков из Национального института рака обнаружила у этого животного 20 285 генов, анализ которых поможет пролить свет на многие проблемы – от болезней, свойственных человеку, до ответов на такие сугубо личные вопросы, как: «Что конкретно есть кошачьего в кошке?» и «Почему коты такие домашние?»
В том, что наконец расшифрован кошачий геном, никакой особой сенсации вроде бы нет. Это далеко не первое животное, у которого прочитана ДНК. До котов были шимпанзе, макаки, собаки, мыши, крысы, ленивцы, утконосы, альпаки и т.д. Даже немножко обидно за котов, что в этом списке их поставили на такое непочетное, 26-е место. Причем не только обидно, но и непонятно – ведь есть болезни, которые только коты разделяют с приматами, например, СПИД или САРС.
Всего человеческих болезней, которыми страдают коты, около 20. Однако пока рано говорить о пользе для медицины только что полученного кошачьего генома, для этого он пока еще очень сырой, легкий, то, что называется черновик. На сегодня прочитано около 65% ген-содержащих частей ДНК. Чтение, или по-научному секвенирование, проводилось тем же методом «шот-ган» (метод беспорядочной стрельбы), с помощью которого 10 лет назад команда Крейга Вентера секвенировала геном человека. Этим методом извлекается множество пересекающихся фрагментов ДНК, после чего их прочитывают и, подобно тому, как складывают пазл, составляют из них непрерывную четырехбуквенную последовательность. Для кошек длина этой последовательности – 2,7 млрд. букв.
Чтобы эта последовательность была правильной, исследуемый геном нужно пропустить через подобную процедуру несколько раз. Например, геном собаки прокручивали 7,5 раза, и только после этого получили его на 99% полным. Геном Корицы в его нынешнем состоянии был получен всего за 1,9 прохода. Более полные варианты ожидаются через год-два.
Но даже и такой легкий геном дал генетикам информацию, над которой они еще долго будут чесать затылки.
Во-первых, выяснилось, что коты – наши близкие родственники. В их ДНК, как и в нашей, хромосомы упорядочены, тогда как у прочих неприматов (собак, крыс, мышей и т.д.) они хаотично перетасованы. Это говорит о том, что общий предок людей и кошек жил тогда, когда все остальные животные, чей геном уже прочитан, например те же собаки, пошли своей собственной эволюционной дорогой.
Среди прочих сюрпризов – аномально высокое количество митохондриальной ДНК (генетической информации, передающейся исключительно по женской линии). Ученые пока не знают, как это объяснить и насколько это важно.
Генетики с удовольствием отмечают также тот факт, что геном у кошек не слишком изменился в ходе эволюции – это обстоятельство, считают они, поможет им понять, чем плотоядные млекопитающие генетически отличаются от травоядных, а также с тем, почему кошки так легко поддаются одомашниванию и вообще чем они отличаются от других животных. В частности, ученые надеются найти гены, которые сделали кошек более любопытными, чем собаки.
Словом, ожидается масса новой кошачьей информации. Раньше мы знали о наших питомцах разве что некоторые генетические мелочи наподобие того, что коты не едят сладкое, потому что у них мутировал какой-то ген.
Лев, кстати, тоже относится к семейству кошачьих, и, хотя геном его пока не прочитан, следует ожидать, что и он тоже наш близкий родственник. В джунглях он – царь зверей, а мы царим на планете. Прямо царская фамилия получается!