Такими специалисты представляли себе космические полеты в начале XX века.
Рисунок из книги Якова Перельмана «Межпланетные путешествия», 1935 год
В год 50-летия космической эры интересно заглянуть в книгу «Межпланетные путешествия» 1935 года издания. Обращает на себя внимание тот факт, что это уже десятое издание: первое вышло еще в 1915 году. Автор книги – замечательный популяризатор науки Яков Исидорович Перельман. Интересно также, что в ней помещено предисловие, написанное Константином Эдуардовичем Циолковским к шестому изданию. Но еще интереснее то, что написано в этом предисловии.
«В 1903 г. в петербургском ежемесячном журнале «Научное Обозрение» (№ 5) появилась моя математическая работа о ракетном снаряде для заатмосферного летания: «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Журнал был мало распространенный и скорее философский и литературный, а никак не технический. Поэтому, кроме немногих иностранцев, никто моей работы не заметил. После торжества авиации я получил возможность возвратиться в печати к затронутой теме: в 1911–1912 гг. была опубликована в «Вестнике воздухоплавания» моя новая работа под тем же заглавием. Она содержала резюме первой работы и ее значительное развитие. Работа обратила на себя внимание специалистов, – но широким кругам читателей идеи мои стали известны лишь с того времени, когда за пропаганду их принялся автор «Занимательной физики» Я.И.Перельман, выпустивший в 1915 году свою популярную книгу «Межпланетные путешествия». Это сочинение явилось первой в мире серьезной, хотя и вполне общепонятной книгой, рассматривающей проблему межпланетных перелетов и распространяющей правильные сведения о космической ракете┘»
Напомним, что Циолковский предлагал для полета в космос использовать не только «эскадру ракет», но и составную двухступенчатую ракету┘
Но автор «Межпланетных путешествий» рассказывает не только об идеях Циолковского. Будучи в курсе новейших публикаций, Перельман систематически отсылает читателя к книгам авторов, имена которых в наши дни широко известны. Он неоднократно упоминает книги «инженера С.П.Королева «Ракетный полет в стратосфере» (1934), «изобретателя жидкостной ракеты, инженера М.К.Тихонравова «Ракетная техника» (1935), Г.Лангемака и В.Глушко «Ракеты» (1935), работы немецких теоретиков звездоплавания И.Винклера, В.Гоманна, Г.Оберта, профессора физики Р.Годдарда (США) и многих других.
Рассказывая о работах последнего, Перельман пишет: «Наряду с экспериментальными работами Годдард разработал и теорию ракетного движения, независимо от предшествовавших исследований Циолковского, с которыми американский ученый не был знаком». И тут же следует абзац, перебрасывающий мост из романтических лет межпланетных путешествий к временам практической космонавтики: «Он (Годдард. – Н.Д.) ясно сознавал, каким могущественным орудием для исследования вселенной может со временем служить ракета, и писал о проекте посылки ракеты на Луну. Это дало повод в 1924 году американской печати сообщить сенсационное известие о том, что Годдард назначил летом следующего года отправление первой лунной ракеты». Вот когда, оказывается, был дан старт Лунной гонке!
Особенно интересна в книге глава 15 – «Проекты К.Э.Циолковского». В ней автор, сославшись на книгу «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (Калуга, 1926 г.), уточняет: «Дальнейший текст этой главы был просмотрен и отчасти пополнен К.Э.Циолковским». Если учесть, что книга Перельмана печаталась уже после смерти Циолковского, то в ней, вполне вероятно, нашли отражение самые последние разработки ученого. Однако обратимся к самой книге, к главе «Проекты К.Э.Циолковского».
«Отлет межпланетной ракеты с Земли состоится где-нибудь в высокой горной местности. Должна быть подготовлена прямая ровная дорога для разбега, идущая наклонно вверх под углом 10–12 градусов. Ракета помещается на самодвижущемся экипаже, – например, на автомобиле, мчащемся с наибольшею возможною для него скоростью. Получив таким образом начальный разбег, ракета начинает свой самостоятельный восходящий полет под действием взрывающихся в ней горючих веществ. По мере возрастания скорости, крутизна взлета постепенно уменьшается, путь ракеты становится все более пологим. Вынырнув за атмосферу, аппарат принимает горизонтальное направление и начинает кружиться около земного шара на расстоянии 1–2 тысяч километров от его поверхности, наподобие спутника. По законам небесной механики это возможно┘ при секундной скорости в 8 км┘ Так достигается первый и самый трудный этап межпланетного путешествия – превращение ракеты в спутника Земли».
Современным читателям этот текст, естественно, покажется наивным и может вызвать ироническую усмешку┘ Однако читаем дальше: «Мы сказали раньше, что начальный разбег сообщается ракете автомобилем. Но для этой цели пригодны вообще любые транспортные средства: паровоз, пароход, аэроплан, дирижабль. Годилась бы даже пушка┘ Однако всеми перечисленными средствами (кроме пушки) нельзя надеяться достичь скорости больше 200 м/сек». Взамен автомобиля или какого-нибудь другого колесного экипажа Циолковский предлагает воспользоваться для разбега опять-таки ракетой. Эту вспомогательную ракету он называет «земной» – в отличие от «космической», предназначенной для межпланетного рейса. Ракета космическая должна быть временно помещена внутрь ракеты земной, которая, не отрываясь от почвы, сообщит ей надлежащую скорость и в нужный момент освободит ее для самостоятельного полета в мировое пространство».
Но из этого следует, что Циолковский успел при жизни высказать идею составной двухступенчатой ракеты. И в этом плане уже не так важно, что «земная ракета под действием взрывания будет стремительно скользить без колес по особым обильно смазанным рельсам┘». Это видно даже по иллюстрации к цитированной главе.
Художник изобразил старт космической ракеты, то есть отделение второй ступени от первой. Обратите внимание: на рисунке (Перельман назвал его фантастическим) нет никаких рельсов – земная ракета, летя в атмосфере Земли, служит стартовым устройством для ракеты космической.
Приходилось читать в работах историков космонавтики, что Михаил Клавдиевич Тихонравов, размышляя над идеей Циолковского о «ракетной эскадре», вспомнил: когда-то Яков Перельман в книге «Межпланетные путешествия» высказал мысль, что ракеты «эскадры» лучше бы запускать не раздельно, а в связке. Однако Перельман в своей книге совершенно отчетливо свидетельствует о другом: при работе над 15-й главой Циолковский говорил с ним не об «эскадре ракет» и их «связке», а фактически о двухступенчатой космической ракете. Ее описание и соответствующий рисунок явно ассоциируются не с «Семеркой» или «Протоном» (вот там – действительно «связки»), но со схемами боевых ракет Янгеля–Уткина, космических носителей «Циклон» и «Зенит» и, конечно же, многоразовой космической транспортной системы «Энергия»-«Буран».