Согласно теоретическому сценарию электронно-позитронному взрыву должен предшествовать мощный выброс массы из центра звезды.
Источник: Parafest2006.com
Рентгеновский телескоп «Чандра», а затем и наземные оптические телескопы зафиксировали взрыв сверхновой звезды, которая по яркости затмевает все остальные космические катаклизмы, когда-либо наблюдавшиеся с Земли или земной орбиты, как минимум в тысячу раз. Как считают исследователи, наблюдавшие этот феномен, взорвавшаяся звезда была в 150 раз тяжелее Солнца. Такие монстры уже взрывались на наших «вооруженных» глазах, однако ничего подобного по рентгеновской яркости даже близко никто не видел.
Вспышка была такой свирепой, что практически полностью уничтожила звезду. Ученых поразила не только небывалая яркость сверхновой и не только необычно большая длительность рентгеновского свечения, но и небывалый спусковой механизм этого взрыва – по их мнению, в этом механизме главную роль сыграли «нестабильные» пары из электронов и позитронов. Иначе говоря, это был аннигиляционный взрыв.
Таких взрывов еще не наблюдалось. Ученые предполагают, что при некоторых, весьма специфических условиях ядро массивной звезды начинает излучать настолько много рентгеновского излучения, что оно начинает превращаться в массу, в пары электронов и позитронов. Звезда тогда начинает быстро схлопываться под действием собственной гравитации, но в черную дыру не превращается, что приводит к небывалому взрыву, разбрасывающему звездные ошметки по окружающему пространству. Причем согласно подобному сценарию электронно-позитронному взрыву должен предшествовать мощный выброс массы из центра звезды. Возможно, то же самое произошло и в данном случае, по крайней мере других объяснений столь яркому взрыву на сегодняшний день не имеется.
Сумасшедшую сверхновую, а это звезда по имени SN 2006gy, отделяет от нас 240 млн. световых лет. Однако наши потомки, возможно, будут иметь сомнительное удовольствие наблюдать похожий взрыв с куда более близкого расстояния. По утверждению исследователей, подобный выброс массы может произойти и в нашей Галактике со звездой Эта в созвездии Киля, а это «всего» 7,5 тыс. световых лет. Ученые не могут гарантировать, что Эта Киля обязательно взорвется, но если это произойдет, то это будет самое впечатляющее стар-шоу в истории современной цивилизации. И хорошо будет, если это стар-шоу нас не поджарит.
Этот кошмарный вариант мы, с позволения читателей, дальше рассматривать не будем, потому что ужасами из космоса в последнее время нас и так немало пугают. Примем для простоты, что, возможно, нас пугают для того, чтобы привлечь внимание к открытию и соответственно прибавить ему веса в глазах изумленной, но не слишком компетентной в таких делах общественности. Хотя┘
Интересно другое. Уже с 50–60-х годов ученые бьются над загадкой так называемых гамма-вспышек. Эти вспышки приходят к нам отовсюду и порой поражают исследователей своими длительностью и яркостью – исследователи никак не могут прийти к согласию по поводу того, какой космический катаклизм может вызывать такое рентгеновское сумасшествие. Возможно ли, чтобы подобные сверхвспышки сверхновых могли быть тому причиной?
Игорь Митрофанов, заведующий лабораторией в Институте космических исследований, считает, что здесь есть проблема.
«Космические вспышки происходят постоянно, – пояснил он в беседе с корреспондентом «НГ». – За время наблюдений их зафиксировано около четырех тысяч. Я лично не знаю объяснения этому феномену, уж слишком мощные энергии выделяются, но одна из самых распространенных гипотез их происхождения – действительно сверхновые. Здесь, правда, есть некоторое «но». Когда фиксируется такая вспышка, естественно, на тот участок неба, откуда она пришла, направляются телескопы. И довольно часто они видят яркую точку, которая разгорается все больше и больше, а потом тухнет. Но бывают случаи, когда этой яркой точки нет. Поэтому объяснять гамма-вспышку взрывом сверхновой пока не стоит. Я бы сравнил это с молнией. Вот вы видите молнию, а потом через некоторое время слышите гром. Вы просто знаете наверняка, что гром будет. Но если грома нет – может, это была не молния?»
Но если разные вспышки могут вызываться разными причинами и только одна из них – взрыв сверхновой?
Тогда, по мнению Митрофанова, это будет самое страшное. Ученые при попытках объяснить то или иное явление, действуют по давно заведенному протоколу, который включает в себя правило, называемое «Бритвой Оккама», был такой в средневековой Британии богослов. В английском оригинале это правило звучит как «What can be done with fewer assumptions is done in vain with more», а по-русски немного неточно переводится как «Не нужно множить сущности без необходимости». И в данном случае, считает Митрофанов, придется вводить новую сущность.