Образование океанического полушария может быть объяснено столкновением Земли с крупным космическим телом, которое пришлось на нынешнюю акваторию Тихого океана.
Источник: PetraSoft
Разделение земного шара на океаническое и материковое с двумя типами земной коры Владимир Вернадский назвал самым фундаментальным свойством земного шара и дал ему термин «дисимметрия» (асимметрия). Материковая (континентальная) кора сложена гранитами или породами, близкими им по составу. Средняя ее мощность – 20–30 км, а под горами – до 70–75 км.
Гранитный слой земной коры Вернадский рассматривал как следы былых переплавленных биосфер. Не останутся ли и от нашей биосферы тоже лишь одни следы?
На огромной площади океанов распространен лишь базальтовый слой земной коры мощностью всего 5–10 км. Прослеживается он и под гранитным слоем материков. Все это свидетельствует об извечном и неслучайном контрасте между материками и океанами.
Причиной разделения земной коры на континентальную и океаническую, по мнению Вернадского, могла быть оторвавшаяся от Земли Луна. Тихоокеанская впадина могла быть местом такого отрыва. Но средняя плотность Земли 5,5 г/см3, а Луны – 3,3 г/см3. Образование их из одного и того же материала при такой разнице невозможно.
На Луне и других планетах тоже была обнаружена дисимметрия в распределении материков и морей. На обращенной к Земле лунной стороне моря занимают 31% площади, а на обратной – только 2,5%. На марсианской поверхности моря занимают 35%, и почти все сосредоточены в Северном полушарии.
Между «внеземными» и земными морями прослеживается много общего. Повсюду днища морей опущены на 2–4 км по отношению к среднему высотному уровню поверхности планеты и выглядят более спокойными и ровными, чем материки. Космические исследования установили, что лунные и марсианские моря выложены базальтами, а поверхности лунных и, вероятно, марсианских материков слагает более мощная и относительно менее плотная так называемая габбро-анортозитовая кора.
Сейчас надежно установлено, что «моря» на Марсе и Луне образуют ударные кратеры-гиганты. На лунных и марсианских материках кратеров много, а на поверхности морей примерно в 10–15 раз меньше. На молодых «морских» равнинах северной полусферы Марса их почти совсем нет. Видимо, лунные и марсианские моря молоды и еще не успели подвергнуться бомбардировке метеоритами, астероидами или кометами.
Образование океанического полушария на Земле тоже можно было бы объяснить не отрывом от него Луны, а, напротив, столкновением Земли с крупным космическим телом, которое пришлось на нынешнюю акваторию Тихого океана. Внешне она напоминает колоссальную кольцевую структуру, ее окружение даже называют «тихоокеанским кольцом».
Идея быстрого и тем более недавнего разрыва между континентами и образования океанической земной коры не согласуется с эволюционной теорией, требующей для развития имеющихся различий в органическом мире многих миллионов лет. Немецкий метеоролог Альфред Вегенер высказал еще в начале XX века гипотезу о медленном раздвижении («дрейфе») континентов на протяжении сотен миллионов лет. Подтверждение этой идее было найдено в процессе исследования Срединно-Атлантического подводного хребта, рассекающего Атлантический океан точно посередине. В дальнейшем была обнаружена единая глобальная система срединно-океанических хребтов общей протяженностью свыше 60 тыс. км.
Можно ли утверждать, что сегодняшние показатели «разбегания» континентов, около 1–10 см в год (скорость роста ногтей), были таковыми всегда?
Американские ученые Остин и Баумгарднер попытались смоделировать на компьютере скорости, необходимые для того, чтобы при столкновении Индо-Австралийской и Евразийской плит могли бы вздыбиться Гималаи. Оказалось, что изначально они должны были достигать нескольких сотен метров в секунду. А сейчас мы наблюдаем лишь их затухающие колебания в виде очень медленного дрейфа.
А что, если предположить, что мощный и грандиозный удар астероида или кометы о Землю вызвал гигантские заплески океанических волн на сушу? Тогда с ними можно связать широкое распространение на континентах морских осадков. Сами же океаны и континенты в таком случае сохраняли свои очертания, что были предписаны им разделением земной коры на океаническую и континентальную. Тогда в известной степени окажется снова возможным распознавать предначертания глубинного смысла исторического хода земного процесса.