В начале марта команда британских ученых под предводительством профессора Роджера Сирла из Дархемского университета отправилась в морскую экспедицию к центру Атлантики, чтобы исследовать самую крупную «открытую рану» Земли. Имеется в виду раскинувшееся на несколько тысяч квадратных километров донное пространство, лишенное земной коры, которое находится на пятикилометровой глубине, на полпути между Карибами и островами Зеленого мыса.
Разрывы в коре океанического дна, этой «земной коже», которая имеет толщину в 6–7 км, время от времени возникают в результате сдвига тектонических плит, однако в эти разрывы тут же начинает подниматься расплавленное вещество мантии, превращаясь в магму. В данном случае этого по непонятным пока причинам не произошло.
«Это был громадный разрыв, – считает один из участников экспедиции Крис Маклеод из Кардиффского университета. – Видимо, плиты разошлись так далеко, что земная кора в том месте просто исчезла».
Расплавленного вещества мантии почему-то не хватило, чтобы заполнить рану, и на месте разрыва появилась скальная порода под названием «серпентинит». Земля впервые на нашей памяти не сумела вылечить себя сама. Но на самом деле это только гипотеза. Возможно, считает Маклеод, коры в том месте никогда и не было. А возможно, там случилась какая-то гигантская катастрофа, но когда и какая именно – неизвестно.
Ученые будут обследовать дно океана при помощи гидролокатора. Затем они возьмут пробы пород, используя робота-бурильщика, разработанного доктором Маклеодом. Экспедиция продлится около месяца и обойдется Великобритании в миллион долларов. Все новости оттуда будут транслироваться в онлайновом режиме.
Ожидается, что это исследование поможет ученым лучше понять тектонику океанского дна и, возможно, в конечном счете лучше прогнозировать такие бедствия, как цунами и пр. Впрочем, экспедиция вызывает интерес еще и тем, что здесь очень сильно пахнет добрым старым Жюль Верном. И только что сошедшее со стапелей научно-исследовательское судно «Джеймс Кук», на котором происходит плавание, следовало бы переименовать в «Профессор Челленджер».