Мобильная телефония – это не что иное, как нарциссическая имплозия: она не только симулирует реальность (это же самое делает и интернет, например), но и усиленно стимулирует это субъективное ощущение.
Сальвадор Дали, «Метаморфозы Нарцисса»
По данным компании Nokia, которые приводит агентство Newsru.com, в первом полугодии 2006 года было продано 450 млн. сотовых телефонов, что на 26% больше объема продаж за первые 6 месяцев предыдущего года. По экспертным оценкам, если дело пойдет такими темпами, то к 2008 году число счастливых обладателей мобильных телефонов во всем мире достигнет 3 млрд. человек.
Впрочем, причины такой всеобщей мобилизации специалисты объясняют вполне рациональными причинами: стремлением приобрести телефон со встроенной цифровой камерой; не за горами телефоны третьего поколения – с возможностью выхода в интернет; а там уже и рукой подать до сотовых трубок, с помощью которых можно смотреть ТВ┘
Однако┘ «Всеобщий характер этого феномена предполагает наряду с прагматическими аспектами неосознанную мотивацию использования мобильного телефона┘ В силу этих характерных особенностей мобильный телефон можно рассматривать как симулятор и одновременно стимулятор реальности». Это цитата из доклада группы психологов из Самары – «Нарциссическое использование мобильной телефонии», представленного на прошедшей в конце декабря прошлого года Международной конференции «Зигмунд Фрейд – основатель научной парадигмы» (подробнее о конференции см. материал "Мир, который построил Фрейд").
Вообще теме мобильной зависимости и использования интернета в психоаналитической практике было посвящено как минимум четыре доклада на упомянутой конференции. Много мудреной, чисто профессиональной, психоаналитической терминологии, пожалуй, можно свести к следующему.
«Способность вызывать объект по собственному усмотрению, определяя его появление и исчезновение... активирует ощущение автономии и грандиозности». Очень точное, на мой взгляд, словечко – «грандиозность». По мнению самарских психологов (Третьякова Е.В., Пудиков И.В.), в данном случае можно говорить о так называемой нарциссической системе регуляции. Их исследование так и называется: «Мобильная телефония в системе аддиктивных приложений нарциссической регуляции». Одна из форм такой регуляции связана как раз с механизмом магического контроля и «инфантильной грандиозности». Очень похоже на то. Магия, сказка, фэнтези – метафоры, которые прежде всего приходят на ум, когда задумываешься о причинах тотального распространения в исторически кратчайшие сроки такого средства коммуникации, как мобильный телефон.
Вообще-то даже на бытовом уровне, наверное, многие из нас замечали: пользователь сотового телефона в момент разговора как бы выпадает из реальности, ускользает в виртуальное пространство неограниченного контакта со своим собеседником. Вот и цитированные выше психологи, проведя экспериментальные исследования, подтверждают: «У большинства абонентов при установлении контакта отмечалась фокусировка взгляда на близлежащих предметах, особенно характерна у абонентов, находящихся в общественном транспорте. Если человек разговаривает по мобильному телефону на ходу, то в большинстве случаев он смотрел себе под ноги». (Было исследовано 306 случаев использования мобильника в общественных местах.)
Не менее интересен еще один отмеченный ими аспект. «Неутомимое желание обновить телефонный аппарат, иметь более совершенную модель (выраженное слоганом: «Будь лидером!») также указывает на нарциссическое стремление к Я-идеалу. Экстенсивный характер и глубина идентификации субъекта с функциями (мобильного телефона) определяются злокачественной нарциссической прогрессией (имплозией)».
Для справки: термин «имплозия» в физике обозначает «взрыв вовнутрь». Не случайно, что и степень нарциссической имплозии доходит до самых подсознательных глубин человеческой психики – до сексуального: «МТ-абоненты выбирают «женские» и «мужские» модели, формируют интимные фантазии по поводу их размера, формы и величины». В общем, привет доктору Фрейду! Что особенно замечательно – в отношении стационарных телефонов ничего подобного психоаналитики не отмечают: в отличие от мобильных они воспринимаются сугубо внешними устройствами, надежно отделенными от собственного Я.
Так что известную поговорку: «Кто владеет информацией, тот владеет миром» – в свете психоанализа вполне можно переформулировать: «Кто владеет мобильником, тот владеет миром». Напомню еще раз: через год таких мобильных властелинов мира будет три миллиарда┘ Каждый владеет каждым. Интересно, что тогда скажут психоаналитики.