Годы реформ, помимо всего прочего, отмечены в нашей науке большим количеством новообразований (злокачественных или доброкачественных – это отдельный вопрос) – появлением более 200 новых академий, трудно исчислимого количества независимых исследовательских центров и институтов и т.п. Одним из новообразований стала и так называемая поп-наука. Общее представление об этом феномене можно получить в наших книжных магазинах, где собственно научные книги соседствуют с представленными в изобилии изданиями под названиями «Как научиться общаться», «Как заводить друзей», «Как преуспеть в бизнесе», «Как не позволить манипулировать собой», «Как читать человека как книгу», «Не дай своим мозгам засохнуть», «Думай и богатей» и т.п. Все они и им подобные претендуют на перевод научного знания в форму доступных и полезных для массового читателя рекомендаций.
Поп-наука, презентированная подобными трудами, имеет лишь отдаленное сходство с научно-популярной литературой советского времени и представляет собой комплексное образование, объединяющее и отдельные элементы научного знания, и его практические приложения, и откровенную эзотерику, и многое другое.
Для того чтобы выяснить отношение современных российских ученых к этому явлению, Институт психологии РАН провел опрос, в котором представителям отечественного научного сообщества задавалось два вопроса: «Знаком ли вам такой феномен, как поп-наука?» и «Как вы относитесь к ней?» При этом отвечавшим на первый вопрос предлагалось обозначить и свое понимание поп-науки.
Если судить по ответам респондентов, с поп-наукой знакомы лишь 31% опрошенных, 66% не знакомы с нею, 3% затруднились ответить, видимо, не имея ясного представления о том, что именно к ней относить. То есть поп-наука, имея солидное представительство на прилавках наших книжных магазинов, пока не получила достаточной известности в научной среде. По всей видимости, это свидетельствует о том, что и популяризация научного знания, и его перевод на язык практических рекомендаций для обывателя, и всевозможные виды эзотерики, заполняющие пространство между наукой и массовым сознанием, находятся за пределами интересов основной части нашего научного сообщества.
Большое количество (71%) затруднившихся выразить свое отношение к поп-науке – это следствие того факта, что большая часть опрошенных с нею не знакома. А среди давших ей оценку преобладают относящиеся к ней отрицательно, что, видимо, выражает естественную реакцию научного сообщества на то, что поп-наука сейчас не сводится лишь к популяризации научного знания, а в значительной мере «засорена» дилетантизмом и откровенной эзотерикой. В пользу такой интерпретации полученных данных говорит и тот факт, что большая часть опрошенных формулировала свое понимание поп-науки не только как «популярных, околонаучных изданий», «науки в доступном изложении», «изложения сложных вещей простым языком», «науки для телевидения и популярных журналов» и т.п., но и «примитивизации науки для толпы», «превращения науки в зрелище в худшем смысле этого слова», «профанации науки», «вульгаризированного до извращения толкования научных достижений», «доведения науки до уровня комиксов» и др.
Результаты опроса, помимо выявления отношения ученых к поп-науке, имеют и более значимый для современной российской науки смысл.
С одной стороны, для улучшения ее положения в современной России необходимо изменение отношения к ней, а значит, и популяризация ее достижений. С другой, то, как эта популяризация осуществляется сейчас, вызывает большое недовольство научного сообщества, для чего, очевидно, имеются веские основания. Очевидно, необходима продуманная стратегия популяризации науки, предполагающая согласованные действия ученых и СМИ, а также противостояние ее вульгаризации и преподнесению от ее имени всевозможной эзотерики.