В очертаниях земного шара великие мыслители прошлого усматривали не только величественное зрелище, но искали смысл, язык и цель. Фрэнсис Бэкон первым подметил, что все материки и значительные полуострова напоминают по своей форме обращенные остроконечиями на юг треугольники.
Затем Рейнгольд Форстер указал, что западные берега всех континентов обрывисто сходят в глубокую воду и изрезаны многими заливами и бухтами. На востоке у всех материков, напротив, имеются выступы в сторону океана с сильно изогнутыми дугами островов.
Географ Карл Риттер (1779–1859) обратил внимание, что если на глобусе через какую-либо точку земной суши мысленно провести диаметр через земной шар, то противоположная (антиподная) точка в 19 случаях из 20 окажется не на суше, а в океане или море.
Мысленно можно перемещать полюса Земли так, чтобы очертить наиболее материковое северо-восточное и наиболее океаническое юго-западное полушария. На всем материковом полушарии господствуют сходные между собой растения и животные, составляющие палеоарктическую флору и фауну. Особенно близки они в приарктических областях. Сходны здесь и народы.
Полной противоположностью палеоарктической области выглядят резко отличные между собой южноафриканский, австралийский и южноамериканский миры растений и животных.
Возникло представление, что все материки были некогда объединены в единый «праконтинент» Пангею. Затем он раскололся на Лавразию материкового полушария и Гондвану океанического полушария. Вскоре произошло разделение Гондваны на Австралию, Южную Африку и Южную Америку, а разделение Лавразии случилось относительно недавно.
Первым пришел к выводу, что атлантические побережья были когда-то едины, французский мыслитель Бюффон (1708–1788). Сложены они из одинаковых кристаллических пород и перекрывающих их осадочных слоев с одними и теми же окаменелостями растений и животных.
Затем великий немецкий естествоиспытатель Александр фон Гумбольдт (1769–1859) продемонстрировал столь замечательную параллельность между берегами Атлантического океана, что весь он обрел вид гигантской горной долины. Между противоположными берегами Атлантического океана обнаружилось огромное количество общих родов и даже видов растений и животных. Пресноводные озера Старого и Нового Света населяет одна и та же пресноводная фауна.
Биогеографы стали допускать существование в прошлом широких континентальных мостов между различными сторонами океанов. В Атлантическом океане таковым могла быть таинственная Атлантида. Возникло представление и об исчезнувших в результате гигантской катастрофы землях в Тихом и Индийском океанах. Биогеограф Г.У. Линдберг пришел к выводу, что причину обитания совершенно одинаковых рыб в реках бассейна Амура и Японии следует искать в катастрофическом провале центральной части дна Японского моря, произошедшем уже в близкое к нам время.
В изящных очертаниях материков, вычертивших облик нашей планеты, и в таинственных напластованиях геологических слоев великие мыслители прошлого читали историю катастроф. Однако, причину клинообразного заострения южных материков нынешние ученые объясняют замысловатыми фразами наподобие: «Причина треугольной формы материков – в нарастании океаничности к югу и в нисходящих движениях в экваториальной плоскости земного эллипсоида литосферы». Поверить в красоту боятся.
1. Северо-Американская плита;
2. «Кокос» плита;
3. Карибская плита;
4. Евро-Аазиатская плита;
5. Индо-Австралийская плита;
6. Филиппинская плита;
7. Тихоокеанская плита;
8. Плита «Каска»;
9. Южно-Американская плита;
10. Плита «Скотка»;
11. Африканская плита;
12. Антарктическая плита;
13. Каролинская плита.