И в абсолютно тоталитарном государстве возможны гениальные научные достижения. Чему пример – жизнь и творчество нобелевских лауреатов Николая Семенова и Петра Капицы.
Б.М.Кустодиев. Портрет профессоров П.Л.Капицы и Н.Н.Семенова, 1921 г.
Известно, что искусство тоталитарных режимов – гитлеровской Германии и советской России – имело между собой много общего. То, что тоталитарные режимы гитлеровской Германии и сталинского Советского Союза в управлении наукой и понимании места науки в общественной жизни также имели много общего, насколько мне известно, отмечено не было.
В соответствии с тоталитарной доктриной государство активно вмешивалось в развитие науки. Но этого диктаторам казалось недостаточным. Они пытались влиять не только на человека, но и на все живое, и на законы природы, и даже на устройство вселенной. Считалось, что не Диктатор зависит от мира, а мир от Диктатора.
Иосиф Сталин на легендарной теперь уже сессии ВАСХНИЛ назвал генетику лженаукой. Но главное было не это. Главное для Сталина было то, что на природу – в том числе на живую природу – человек мог влиять кардинальнейшим образом. Под воздействием человека (по мнению народного академика Лысенко, Презента и других) можно создавать виды живых существ, в частности, вывести новые, невиданные ранее сорта злаков и породы коров. Например, воздействием на вымя коров можно резко повысить удойность и вывести новую породу (это не шутка – это цитата из стенограммы сессии ВАСХНИЛ), не имеющую аналогов в стойлах капитализма.
Более того, под влиянием партии и правительства, а также авангарда советского народа – органов НКВД, по мнению Вождя, будет меняться и сам человек. Не только в социальном или классовом смысле, но и биологически: став новым видом, который прекратит скрещиваться со старым. Об этом грандиозном плане прямо говорилось на сессии ВАСХНИЛ.
В самом деле: а почему бы и нет? Вот цитата из книги «Половой вопрос в условиях советской общественности», являвшейся катехизисом взаимоотношения полов в Советском Союзе: «Половое влечение к классово враждебному, морально противному, бесчестному объекту является таким же извращением, как и половое влечение человека к крокодилу, к орангутангу».
«Пятая половая заповедь пролетариата» гласила: половой акт не должен часто повторяться. Почему? Ответ: для того, чтобы пролетарий не растрачивал классовую энергию (!), которая является одной из форм энергии. Наравне с тепловой, потенциальной и кинетической энергиями (!!). Которая может превращаться в них и обратно, согласно закону сохранения и превращения всех форм энергии друг в друга.
Вмешательство Гитлера в развитие науки было не менее бесцеремонным и разрушительным. Не примечательно ли, что, как и Сталин, Гитлер задумывался о создании нового человека (сверхчеловека в нацисткой терминологии). Евгеника под чутким руководством Национал-социалистической рабочей партии Германии (в названии которой слово «рабочая» в СССР пропускали во избежание нежелательных ассоциаций с Российской социал-демократической рабочей партией) процветала.
Другим полем пристального внимания гитлеровцев была физика. Не следует забывать, что физика, созданная в Германии, – это величайшие научные достижения XX века. И вот: и теория относительности, и квантовая механика фашистами объявляются «еврейской физикой» и «еврейской наукой». Какую же «истинную» науку предлагал Гитлер взамен еврейской? Какую модель мира?
Земля – по убеждению Гитлера – была полая. Под Землю (минуя поверхность планеты, непосредственно внутрь) ушли живущие в космосе суперлюди, чтобы породить суперрасы, состоящие из суперлюдей. «Великаны, миллионы лет назад жившие в мире, были подобны богам. Человеческая, гуманистическая, иудео-христианская цивилизация безнадежно ничтожна. Это цивилизация деградации. Мы приближаемся к другой эпохе. Земля снова увидит великанов». Приведенная выше цитата не фантазия автора и не отрывок из Кафки или Эдгара По. Это зафиксированное документально понимание фюрером устройства мира. Но тем, кто жил в Третьем рейхе (включая величайших ученых), было совсем не до смеха...
Даже из вышеприведенного сверхкраткого размышления с очевидностью следует, что тоталитарная наука не в большей степени наука, чем живая клетка – клетка, а милостивый государь – государь. Тоталитарная наука – это вообще не наука. Тоталитарная картина мира не базируется на фундаментальных законах и даже на полуэмпирических закономерностях (как думают конфуцианцы и химики). Тоталитарная вселенная и управляющие ею законы зависят от воли диктатора.