Один из вариантов модельной проработки линейного суперколлайдера, сделанный в Японии.
Фото с официального сайта лаборатории KEK (Япония)
Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ, г. Дубна Московской области) всерьез собирается побороться за международный проект строительства нового гигантского ускорительного комплекса.
Близ Дубны, возможно, будет создан тоннель длиной 50 километров! Но это будет не кольцевой, а прямой (или линейный) тоннель – поскольку речь на этот раз пойдет об ускорении электронов, которые до высоких энергий можно разогнать в силу их физических свойств только по прямой. Этот проект известен под наименованием Международный линейный коллайдер (ILC). Интерес к нему связан с тем, что на ILC можно будет достичь беспрецедентной точности измерений в широком интервале максимальных энергий (вплоть до 1012 эВ в системе центра масс сталкивающихся частиц – электронов и позитронов). Благодаря этому коллайдер ILC станет уникальным инструментом для наиболее глубокого проникновения в природу материи и изучения ее фундаментальных свойств, исследования пространства и времени, решения вопросов о происхождении массы частиц, темной материи, темной энергии, существования дополнительных измерений в пространстве-времени и тех вопросов, которые подбрасывает исследователям хитроумная природа по мере раскрытия тайн мироздания.
Проект ILC обсуждается сейчас в мировом сообществе не менее оживленно, чем полтора-два десятка лет назад обсуждался проект LHC – Большого адронного коллайдера в Женеве. Прошло время, и вот LHC, этот ускоритель встречных пучков протонов и антипротонов, уже практически полностью размещен в 27-километровом кольцевом тоннеле Европейского центра ядерных исследований (CERN).
Недавно в Валенсии (Испания) состоялось очередное международное рабочее совещание по проекту ILC. Совещание проводилось совместно Европейским комитетом по ускорителям (ILC – ECFA) и общемировой проектной группой GDE ILC и собрало около 250 участников. В проекте заняты рабочие группы из Европы, Америки и Азии. От России в совещании участвовали представители ОИЯИ – как имеющие особый интерес к проекту.
Согласно комментариям по итогам совещания, в результате переговоров с руководителями GDE, ОИЯИ (Дубна), наряду с Fermilab (США), KEK (Японией), CERN и германским DESY, признан официальным кандидатом на возможное размещение ускорительного комплекса ILC. Соответствующим образом был оформлен и предоставлен необходимый пакет документов с оценками общей стоимости строительно-монтажных работ, подземных и наземных объектов основного строительства.
Общая стоимость (в ценах первого квартала 2006 года) оценивается в 2,3 млрд. долл. США, что должно быть заметно ниже стоимости сооружения ILC в других заявленных для рассмотрения регионах в силу очень благоприятных геологических и географических условий в районе Дубны.
Площадку под линейный ускоритель ILC предлагается расположить в северной части Московской области, к северо-востоку от техплощадки ОИЯИ. Вся эта полоса заселена очень мало, трасса ускорителя пересечет два небольших населенных пункта и железную ветку между городами Талдом и Савелово. Трасса довольно однородна по высотным отметкам, глубина тоннеля нигде не превысит 25 м, причем отдельные участки можно будет сооружать вскрышным (открытым) способом. Материковые (глубинные) грунты устойчивы.
По мнению ученого совета, комитета полномочных представителей и дирекции ОИЯИ, реализация проекта ILC именно в Дубне позволит России на обозримую перспективу стать центром притяжения для ученых всего мира, восстановить лидерство в области фундаментальных исследований и физики высоких энергий. И, конечно, нельзя не учесть привлечение значительных внешних инвестиций и финансовых ресурсов как на этапе реализации проекта, так и во время функционирования нового ускорительного центра.
Естественно, все это возможно только в том случае, если руководство нашей страны не оставит крупный научный проект мирового значения на обочине государственных интересов России. Если она, конечно, действительно претендует на статус мировой державы.