У нас в стране сложился довольно странный взгляд на роль науки в обществе вообще и на роль фундаментальной науки в частности. Фактически считается, что наука – что-то вроде отрасли народного хозяйства, задача которой – производство инноваций. Наличие или отсутствие последних считается главным критерием эффективности науки.
Конечно, наука должна производить инновации. Но осмелюсь на крамольное по нынешним «рыночным» понятиям утверждение: эта функция науки вторична. Первичная функция науки, особенно фундаментальной, – расширение представлений об окружающем мире, производство новых знаний. На основе этих знаний уже потом, естественным образом, появляются и инновации. Это появление – второй этап, отделенный от первого по времени, по участникам и по их мотивации. Философы Древней Греции отнюдь не думали об инновациях, когда пытались осознать место человека в окружающем мире. С тех времен в задачах фундаментальной науки по большому счету ничего не изменилось.
Наука – не отрасль народного хозяйства. Это сфера человеческой деятельности. Как и культура, образование, спорт, здравоохранение и т.д. Уровень развития науки определяет не только уровень экономики, но и уровень образования, уровень интеллектуального, культурного и духовного развития нации. В стратегической перспективе – это более важные задачи, чем развитие экономики. Образованное, культурное и развитое интеллектуально общество создаст в конце концов и эффективно работающую экономику. А стране дураков никакие инновации не помогут.
Ставить во главу угла развитие инноваций – все равно, что телегу запрягать впереди лошади. Правильно организованная экономика сама должна гоняться за инновациями и сама стимулировать их появление. Роль государства в инновационной политике должна сводиться только к созданию соответствующих экономических условий и к организации инновационной инфраструктуры – технопарков, особых зон и т.п. А все эти «лоты» – без толку потраченные деньги.
И вопросы развития образования ни в коей мере не должны привязываться к сиюминутным потребностям бизнеса. Тем более что последний и сам не всегда понимает, что ему нужно. Из наших школ и университетов должны выходить не «технари-образованцы» для службы олигархам, а высококультурные Личности, развитые интеллектуально и нравственно. Приоритеты в образовании должны существенно сместиться от конкретных технологических специальностей к гуманитарным дисциплинам. Кстати, почему-то во всех развитых в технологическом отношении странах так с приоритетами дело и обстоит.
Нынешние многочисленные нападки на Российскую академию наук в значительной степени связаны с искаженным представлением о роли науки в обществе. Конечно, внутренние проблемы в академии есть, и проблемы серьезные. Нужны и серьезные реформы. Но главная функция академии – производство знаний – ни в коем случае не должна подвергаться изменению. Именно эта функция должна быть определяющей, а не производство инноваций.
На фоне сегодняшних стереотипов также часто получает неправильную оценку международная деятельность российских ученых. Так как исследования у нас проводятся в том числе и на западные деньги, существует мнение, что наша наука обслуживает интересы других стран. Давайте разберемся.
Если это прикладные исследования, то тогда это нормальная коммерческая деятельность – экспорт наукоемких технологий и продуктов. Здесь надо только решить проблему отделения бюджетных денег от финансирования этих работ. А если это исследования фундаментальные, тогда финансовые вложения из-за границы (посредством так называемых грантов) происходят не только в получение важных для обеих сторон научных результатов, но и в «человеческий фактор» – укрепление интеллектуальной элиты в нашей стране, привлечение в науку талантливой молодежи, повышение уровня образования и т.д. Причем именно эта сторона является определяющей в политике западных научных фондов. Для них важно заполучить нас в качестве союзников, и союзников цивилизованных. Для нас участие в этом выгодно тем, что такое укрепление человеческого фактора приводит к укреплению научной сферы в жизни нашего общества.
Очень недальновидно сводить все задачи развития общества к решению только экономических проблем. Повышение интеллектуального и духовного потенциала нации – гораздо более важная и благородная задача. И в ее решении роль науки невозможно переоценить.