Иалу (египетский рай).
Сцена сбора урожая зерновых с древнеегипетской гробницы в Дейр-эль-Медине. 2 тыс. до н.э.
Кто надоумил древнего человека приступить к выращиванию семян, клубней и корней возле хижины своей? Вопрос не такой простой, как кажется.
Историк земледелия Ю.Ф.Новиков рассказывает, как правительство Бразилии решило обучить земледелию индейцев бороро. Их наделили семенами, орудиями и, конечно, инструкторами. Последние засеяли землю, подробно разъяснили, какие теперь дары она принесет. Но стоило только инструкторам удалиться, как бороро выкопали и съели посаженные клубни и семена. После отправились в джунгли, чтобы с помощью розданных топоров добраться до высоко растущих плодов...
Первые земледельческие поселения обнаружены в Палестине и Месопотамии и Египте. В Х тыс. до н.э. здесь господствовала дубово-фисташковая лесостепь с обилием диких видов пшеницы и ячменя. Но на раскопках были найдены окультуренные зерна совершенно других сортов пшеницы. Они отличаются от дикой пшеницы количеством хромосом. Даже современная наука не в состоянии обеспечить скрещивание между ними.
На тех же раннеземледельческих поселениях были найдены многочисленные зернотерки и печи для выпечки хлеба. Установлено, что жители разводили домашних животных, даже антилоп впрягали в плуги. Знали письменность и кузнечное дело. Из кирпича строили первые на Земле города и храмы с мозаикой. Тем не менее в ниже залегающих мезолитических слоях никаких признаков перехода к земледелию или одомашниванию животных не обнаружилось. Высокая культура первых земледельцев и горожан оказалось пришлой. Откуда же она пришла?
Как показали экспедиции Н.И.Вавилова, набор культурных злаков существенно возрастает к Закавказью и Армянскому нагорью. Восточнее, в Афганистане, он еще больше. Наконец, на небольшом пространстве между Гиндукушем и Западными Гималаями население возделывает поразительное по разнообразию количество мягких пшениц. Некоторые из них больше нигде не встречаются. Здесь же сконцентрировано и все мировое разнообразие зерновых бобовых растений, льна, моркови. Значит, очаг зарождения земледельческих культур следует искать здесь.
Другой очаг буйства культурных злаков обнаружен на Эфиопском нагорье. Количество возделываемых там твердых пшениц и ячменей превзошло все их разнообразие в мире, причем целый их ряд нигде больше не встречается. Среди них хлебный злак тэфф, фиолетовозерная пшеница, масличный нут. Лен возделывается не ради масла и волокна, а как хлебное растение, на муку.
Ни в Гималайско-Гиндукушском районе, ни на Эфиопском нагорье нет никаких письменных или материальных свидетельств о древних культурах. Но ботанико-географический анализ Николая Вавилова показывает, где их надо искать, привносит в запутанные представления историков и археологов элемент планирования.
На исторической шкале переход человечества к земледелию столь внезапен, что получил название неолитической революции. В это время человек приступает к выращиванию фруктов, злаков, приручает животных. В его распоряжение поступают отсутствующие в природе вещества – несамородные металлы, керамика, стекло, ткани. Тогда же появляются настоящие орудия труда и войны: лук и стрелы, лопата и соха, колесо и ткацкий станок, повозки и лодки. Возникают первые элементы письма.
Ничего равного неолитическим пшенице, рису, кукурузе, гороху, льну, хлопчатнику, сое выведено не было. «Сколько бы мы ни культивировали дикий ячмень, – писал Николай Вавилов, – так же, как дикую пшеницу и овсюг, они... остаются отличными от культурных форм, что делает самую роль их как прямых родоначальников более чем сомнительной». Подавляющее большинство культурных растений даже неизвестны в диком состоянии. Почти все возделываемые культуры уже изначально требуют искусственного полива. Далеко не всегда были успешными попытки вновь обратить в культурные сорта даже их одичалые формы.
Уж если человеку взбрело на ум кормиться земледелием, то почему возделывать он начал не желуди, орехи или лесные яблоки? Окультурить их было бы проще, да и хранятся они лучше. Еще проще выращивать и обрабатывать клубнеплодные растения: маниок, ямс, сладкие бататы. Однако не эти культуры стали главными продуктами человечества.
Первое место в рационе всех времен и народов заняли рис, пшеница, кукуруза (маис). Только это были не сегодняшние высокоурожайные сорта. Те злаки не только было трудно выращивать, но еще труднее перерабатывать. И вновь загадка: почему бы сразу не сварить кашу из зерна?
К тому же весь мучительный труд хлебороба не всегда обеспечивают дневное пропитание и благосостояние даже в современном мире. Тот голод, что испытывают земледельцы, практически не знаком охотникам и собирателям. Они гораздо меньше зависят от капризов природы, их рацион разнообразней и богаче земледельческого. В то же время именно переход к земледелию позволил человечеству резко возрасти в численности и привел к демографическому взрыву, а не наоборот. Охотники и собиратели стремятся избегать большой скученности, а земледельцы, напротив, нуждаются в постоянном жилье.
В общем, в переходе человека к земледелию много неясного. Очевидно лишь, что он даровал человеку терпение, развил рассудок, выработал полезную привычку к труду. Питание растительной пищей смягчило характер человека, придав ему современные черты. Земледелец гораздо больше кочевника или зверолова дорожит своими полями и селениями.
Но у медали имелась обратная сторона. Земледелец одержим алчной приверженностью к накоплению материальных богатств. Отсюда и стяжательство, и расслоение общества, рабская психология, измены, предательства. Прижимистый землепашец стоял у истоков нынешней материалистической цивилизации. Каин-земледелец убил Авеля-скотовода.