Один из главных показателей благополучия любого современного общества – его психологическое состояние, а здоровье нации, которому в последнее время уделяется большое внимание, включает и ее психологическое здоровье.
Расчеты показывают, что такие показатели, как количество психических расстройств, заболеваний нервной системы, самоубийств, преступлений, разводов, социальных сирот и т.д., в высокой степени коррелируют между собой, являясь проявлениями одного целого – психологического состояния общества. Это дало возможность разработать единый композитный индекс, объединяющий подобные показатели, позволяющий давать количественную оценку этого состояния, прослеживать его динамику и соотношение с другими характеристиками общества.
Динамика психологического состояния российского общества в годы реформ, оцененная с помощью композитного индекса в баллах от 1 до 10 (чем выше балл, тем лучше психологическое состояние общества), показана на рис. 1. А показанное на рис. 2 сопоставление нашей страны с другими государствами демонстрирует, что в плане психологического благополучия мы уступаем не только западным странам, но государствам Восточной Европы, в том числе, например, и Беларуси.
Знаковым результатом оказалось отсутствие корреляции психологического состояния российского общества с индексом роста ВВП, означающее, что это состояние может ухудшаться на фоне роста экономических показателей, и служащее очередным опровержением жесткого экономического детерминизма. Зато основные индикаторы психологического состояния общества обнаруживают высокую корреляцию с индексом естественного прироста населения, что имеет непосредственное отношение к проблеме ежегодного сокращения его численности.
Не может быть сомнений в том, что предлагаемые экономические меры по повышению рождаемости, такие как увеличение размеров пособий, чрезвычайно важны и необходимы. Однако, по оценке экспертов, они могут обеспечить рост рождаемости лишь на 10–15%, не говоря уж о том, что, как прогнозируют социологи, многие из тех, кто будет рожать детей за деньги, впоследствии сдадут их в интернаты. Это приведет к возрастанию и без того шокирующих масштабов социального сиротства.
В данном случае, как и во всех прочих, дать ответ на традиционный российский вопрос «Что делать?» намного труднее, чем ответить на другой наш национальный вопрос – «Кто виноват?». Психологическое неблагополучие нашего общества обусловлено многими причинами, и не только экономическими – кроме бедности значительной части населения, это и массовое ощущение социальной несправедливости, незащищенности перед криминалом, всесилья коррумпированных чиновников, разрушения традиционных ценностей, неуверенности в завтрашнем дне, отсутствия ясных жизненных перспектив┘ Все больше это оказывает влияние и на естественный прирост населения.