Неизбежным результатом, с одной стороны, богатых возможностей и славных традиций отечественной науки, с другой – ее низкой востребованности в современной России стали не только интенсивная утечка российских умов за рубеж, но и явление, называемое аутсорсингом, электронной утечкой умов, утечкой идей и т.д. Суть этого явления состоит в том, что сейчас немало российских ученых, живущих в нашей стране, работают не столько на нее, сколько на зарубежных заказчиков.
Подсчитано, что около 10 тысяч живущих в России ученых работают на американские фирмы и корпорации и около 20 тысяч – на европейские, причем есть основания считать эти цифры заниженными.
Подобная ситуация в нашей научной среде вызывает неоднозначное отношение. С одной стороны, широко распространен тезис об интернациональности науки, с другой стороны, все же принято считать, что ученые должны приносить основную пользу той стране, в которой живут. Для более детального выяснения отношения отечественного научного сообщества к данному явлению был проведен опрос, в рамках которого респондентам задавался вопрос: «Как вы относитесь к тому, что сейчас многие российские ученые, живя в России, работают не столько на нее, сколько на зарубежных заказчиков?»
В результате опроса выяснилось, что к работе российских ученых на зарубежных заказчиков отрицательно относится 21% опрошенных, положительно – 13%, нейтрально – 49%, как-либо еще – 9%, ничего не знают о нем 4% и столько же – 4% – затрудняются ответить. То есть сам факт работы на зарубежных заказчиков получил широкое распространение и достаточную известность в нашей научной среде (ничего не знают о нем только 4% опрошенных). Большая часть респондентов не видит в нем ничего плохого, однако и количество озабоченных им достаточно велико.
При этом вариант ответа «как-либо еще» представлен такими формулировками, как «пусть работают, но результат должен быть использован и в России», «отношусь к этому как к вынужденной ситуации», «как к неизбежному злу», «это – вина государства, а не ученых», «это – нормально, ведь наука – тоже рынок», «это не дает умереть нашей науке и поддерживает исследования на должном уровне», «как к этому ни относись, люди должны кормить свои семьи» и т.п.
В целом опрос показал, что идеи интернациональности науки, ее рыночного характера и т.д. пустили в нашем научном сообществе достаточно глубокие корни, и работа российских ученых на зарубежных заказчиков не воспринимается большей частью опрошенных как негативное явление. Вместе с тем она не рассматривается и как «абсолютно нормальное» явление, ибо его причины видятся не столько в интернациональности науки, сколько в ее недостаточной востребованности в нашей стране.
Нередко эта ситуация трактуется как расхождение интересов самих российских ученых – в «выживании», обретении известности за рубежом и др., и нашего государства, которое, по мнению опрошенных, само должно бы было извлекать пользу из отечественных «мозгов», не отдавая их, даже во временную «аренду», зарубежным фирмам и корпорациям. Тем более что, как подчеркивает значительная часть опрошенных, в нашей стране существует немало проблем, например проблема ежегодного сокращения численности населения, которые не могут быть решены без активного участия ученых.