Тема кибер-секса уже стала одной из самых излюбленных в масскульте.
Постер Константина Комардина, предоставлен арт-студией Comix
В Сан-Франциско (США) завершилась представительная конференция ведущих американских сексологов. Одна из тем, предложенных для обсуждения учеными мужами (впрочем, и дамами тоже), – как изменится человеческая психика в связи с развитием технологий виртуального секса. Такая вот попытка футурологического прогноза┘
«Развитие компьютерных технологий позволит создавать виртуального партнера, обладающего определенными качествами и говорящего определенные слова в процессе взаимодействия», – констатировала Джулия Хейман, директор Института Кейси по проблемам секса, пола и воспроизводства при Университете штата Индиана.
Брэд Абрам, президент мультимедийной компании XStream3D, уверен, что онлайновая игра «Виртуальная Дженна» позволяет игроку иметь сексуальные отношения с виртуальной порно-звездой Дженной Джеймсон с помощью присоединяемого к гениталиям устройства. Возможно, это является первым шагом к созданию сексуального робота по типу изображаемого актером Джедом Лоу в фильме «Искусственный интеллект».
Наконец, Марвин Минский, компьютерный гуру, пионер в исследовании искусственного интеллекта, отметил, что такие устройства могут вызвать ответ мозга на физиологическом уровне и помочь получить чувственный опыт, равный сексуальному удовольствию┘
Это уже не первая попытка осмыслить феномен киберсексуальности. Например, в 2000 году в Калифорнии уже проходила специально посвященная этому вопросу конференция. На ней, в частности, отмечалось, что 15% пользователей интернета по 11 часов в неделю проводят на порносайтах и в секс-чатах. Можно вспомнить и результаты еще более раннего, 1998 года, исследования: 40% интернет-аддиктов и 12% неаддиктивных пользователей признались, что во время онлайна занимаются онанизмом (в прямом, а не переносном смысле). 50% интернет-аддиктов и 20% неаддиктивных пользователей занимаются онлайновым флиртом. (Данные опроса 18 тыс. американцев – пользователей интернета.) «В первой половине ХХ века было четко осознано и принято культурой: сексуальность самодостаточна, она для того, чтобы получать удовольствие, больше никаких оправданий для нее не надо, – подчеркивает известный российский сексолог, доктор философских наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Игорь Кон.
– В конце ХХ века под эту установку культуры, массового сознания, а не только отдельных «распущенных» людей подстроилась и материальная жизнь. Тут <в виртуальном сексе> происходит выдвижение на первый план момента воображения. Но и в традиционном сексе значительная часть – это и есть воображение: любим мы сначала образ, а потом реального человека, который с этим образом находится в состоянии весьма частичного совпадения. И в этом смысле виртуальный секс – это бесконечное расширение этой возможности. Онлайновая сексуальная активность (ОСА) – это расширение сферы свободы, самостоятельно принимаемых решений».
Правда, частенько эти расширяющиеся сферы свободы различных индивидуумов входят в жесткий клинч. Когда супермодель Клаудию Шифер спросили, чего она боится больше всего на свете, она ответили: «Попасть в библиотеку виртуального секса». Для этого достаточно отснять около 2,5 часа видеоматериалов, оцифровать их и вогнать в сетевую библиотеку, уверяют эксперты.
Мало того, врачи обнаружили, что именно в виртуальном сексе сила воздействия на психику сильнее, чем, например, ЛСД. Дело в том, что в виртуальное пространство, рожденное компьютером, можно уходить целыми компаниями. Тут нас могут подстерегать самые неожиданные и самые серьезные проблемы. Одна из тех, что на поверхности, – свободное манипулирование своим полом. «Кибернетическая революция показала амбивалентность мозга и компьютера и поставила радикальный вопрос: кто я – человек или машина? – пишет российский антрополог Борис Марков. – Дальнейшее продолжение следует с революцией в биологии: кто я – человек или клон? Сексуальная революция в ходе виртуализации наслаждения ставит столь же радикальный вопрос: кто я – мужчина или женщина?»
Это можно было бы назвать «цивилизационным сломом», если бы цивилизацию вообще чем-нибудь (или обо что-нибудь) можно сломать. Более того, цивилизацию можно определить как возможность приспосабливаться. Приспосабливаться приходится к вещам более чем необычным – буквально запредельным, но ставшим тем не менее явью.
Возможно, мы присутствуем при формировании нового вида человеческого существа, который постепенно вытеснит с исторической арены вид homo sapiens, как тот примерно 100 тысяч лет назад вытеснил неандертальцев. Рождается (вернее – порождается) вид homo в чистом виде – Человек Гомогенный, избавленный от проклятия пола.
То есть мы чуть ли не буквально возвращаемся к изначальному значению понятия «сексуальность»: появившись в конце XVIII – начале XIX века, оно обозначало половую жизнь растений┘