«Пусть верят легковерные и пошляки, что все скорби лечатся ежедневным прикладыванием к детородным органам древнегреческих мифов. Мне все равно». Жесткое заявление Владимира Набокова относится к психоанализу и отцу психоанализа – Фрейду. 6 мая отмечалось 150 лет со дня рождения Зигмунда Соломона Фрейда. Этому событию было посвящено специальное заседание Русского психоаналитического общества (РПО).
Вообще, может быть, это именно русские и «гонят волну» вокруг Фрейда? «Фрейд – враг номер один» – так отзывалась о венском психоаналитике Анна Ахматова. Но в то же время: «Когда я ознакомился с основами психоанализа, мне стало стыдно лечить людей гипнозом». Это – признание одного из русских психотерапевтов, современников Фрейда.
Мы говорим – Фрейд, подразумеваем – психоанализ. И наоборот. Но что, собственно говоря, это такое – «психоанализ»: наука или не наука? Определения, которые давал психоанализу сам Фрейд, очень противоречивы. А вот его работа «О детских параличах», написанная еще до всякого психоанализа, оценивалась современниками весьма высоко. Несколько раз выдвигался на Нобелевскую премию, но не знали, в какой номинации ее ему дать – по медицине или по литературе?
«Мыслительный экстраверт – так определяет психотип самого Фрейда доктор философских наук, член правления РПО Павел Гуревич. – Он – основатель философского направления, которое никогда не подвергалось сомнению. Все философские концепции XX века вынуждены были определить свою позицию по отношению к психоанализу. Сегодня существуют не только естественнонаучные, но гуманитарные образы науки. И в этом смысле Зигмунд Фрейд, несомненно был ученым».
Доктор философских наук, профессор Валерий Лейбин: «Фрейд показал, где конкретно мы можем наблюдать бессознательное. Хотя о самом бессознательном много говорили и до него, Лейбниц, например».
Следствия из этой простой, казалось бы, постановки вопроса – буквально тектонические. Оказывается, бессознательное – постоянный импульсатор наших мыслей и поступков. Например, если человек руководствуется бессознательным, он не может быть вменяемым. Или: нельзя окультурить инстинкт.
Этот новейший антропологический образ человека – работа Фрейда. Можно любить или презирать этот образ, но уже невозможно не считаться с вероятностью его существования. «Фрейд впервые заговорил о сущности человека, – подчеркивает Борис Егоров, доктор медицинских наук, руководитель Клиники глубинной психологии, вице-президент РПО. – Психоанализ дает возможность для изучения резервов человеческой психики. Да, там много неприятного и для личности, и для общества, но┘ там много резервов»...
В 1923 г. у него обнаружили рак челюсти. Руководитель медицинской клиники, где проводилось обследование, вынужден был извиняться перед отцом психоанализа: «У нас есть место для вас только в палате, в которой уже лежит один идиот, больше вас некуда госпитализировать». «Ну подумаешь, будет два идиота в одной палате», – отшутился Фрейд. Шестнадцать лет он прожил с этой мучительной болезнью. Впрочем, по его же собственным словам, «ситуации за пределами выздоровления бывают еще хуже».
Так кто же он был, доктор Фрейд?
Парадоксально, но, возможно, лучший ответ дал еще один противник психоанализа, поэт и нобелевский лауреат Иосиф Бродский:
«Доктор Фрейд, покидаю Вас, / сумевшего (где-то вне нас) на глаз / над речкой души перекинуть мост, / соединяющий пах и мозг».