Возможно, скоро железные 'гуманоиды', подобные этому роботу, созданному в Корнеллском университете (США), смогут идентифицировать себя как личность.
Фото: livescience.com
Профессор Юничи Такено и его коллеги из японского университета Мейдзи создали робота, который отличает свое отражение в зеркале не только от других предметов, но даже от отражения аналогичного робота. В этом японский умник превзошел обезьян, которые вместо себя видят в зеркале необычных незнакомцев и начинают проявлять по отношению к ним агрессию.
«Все дело в группах искусственных нервных клеток, встроенных в компьютерный мозг робота, – поясняет ученый. – Они-то и сделали возможной идентификацию себя как отдельной «личности», а также наделили робота способностью выделять других, основываясь на анализе движений увиденного образа».
Исследователи присоединили к искусственным нейронам робота синие, красные или зеленые светодиоды, которые загораются при обработке машиной различных видов информации. Так, пара красных диодов светится, когда робот «понимает», что видит сам себя, два зеленых – когда он наблюдает за другим роботом, а синие – когда признает в отражении своего «коллегу». При этом он начинает подражать ему в движениях. По этим индикаторам было выяснено, что робот действительно может отличить свое зеркальное отражение от находящейся рядом идентичной машины. Правда, точность такого узнавания пока не превышает 70%. «Наша цель – добиться 100% уже в 2006 году», – подчеркивает японский исследователь.
Никаких чувств по отношению к собственному образу или отражению других роботов «воспитанник» Такено пока не испытывает, однако к 2007 году ученые надеются достичь прогресса и в этом направлении. Следующий шаг – робот, не только узнающий себя и других в зеркале, но и испытывающий от этого радость. «Таким образом, нам удастся доказать саму возможность создания не только искусственного интеллекта, но и искусственной души, – подчеркивает Такено. – А это означает серьезный прорыв в робототехнике: думающие и чувствующие машины – уже не фантастика».
По уровню интеллектуальных возможностей такая машина будет обгонять, скажем, чемпиона мира по шахматам, однако, как заявляет профессор Такено, обучение азбуке чувств куда сложнее. Поначалу робот будет испытывать эмоции, как трехмесячный ребенок, впервые узнавший себя в зеркале. Постепенно примитивные эмоции сменятся на более сложные чувства привязанности и нежности, страха и недоверия, симпатии и даже любви. Команда Такено надеется: в конечном счете ученые смогут создать роботов, способных выражать самые сложные эмоции.
«На эту тему существует огромное количество научно-фантастических фильмов и литературных произведений, – прокомментировал по нашей просьбе это сообщение доктор физико-математических наук, профессор кафедры истории науки философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Вадим Пименов. – История «Двухсотлетнего человека» по роману Стивена Спилберга – это добрая сказка про робота, который решил стать человеком и ради этой цели даже отказался от личного бессмертия. При этом он научился любить с самозабвением, доступным далеко не каждому смертному. Образ мальчика из фильма «Искусственный разум», миллионы лет разыскивающего свою маму, – печальная, но такая же добрая сказка. Намного чаще встречаются образы злобных, агрессивных роботов, учинивших страшную «месть машин», задавшихся целью извести надоевшее и обленившееся человечество. Красной нитью через эти сюжеты проходит главная мысль: а что если мыслящие и преданные помощники однажды обгонят нас в своем развитии и ситуация выйдет из-под контроля? А если им покажется, что люди уже не нужны? Одним из первых таких киносюжетов стал советский фильм «Москва–Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», где юные космические путешественники столкнулись с цивилизацией умных роботов, когда-то уничтоживших своих создателей».
Сегодня фантастические сюжеты становятся все ближе к реальности. Безусловно, человечество научится изобретать машины, наделенные не только способностью великолепно мыслить, решать сложнейшие математические задачи, но и обладающие искусственной нервной системой, а значит, испытывающие гамму различных чувств. Это бесспорно.
Спорным здесь остается не менее важный этический вопрос: а сможем ли мы гарантировать, что эти роботы будут всегда добрыми, радостными и любящими нас, таких разных и не всегда заслуживающих любви? Есть ли уверенность в том, что логика таких машин будет нам всегда понятна? Сможем ли мы найти с ними общий язык? Что будет, если этого не случится? И главное – нужно ли это вообще? Наверное, задаваться этими вопросами следует уже сейчас, когда ученые всерьез ставят перед собой подобные технические задачи.
Впрочем, оптимизм японских ученых разделяют далеко не все. Так, великий мыслитель и писатель-фантаст Станислав Лем считает различными понятия «искусственный интеллект» и «искусственный разум»: первое, по его мнению, значительно более узкое и «обезличенное» понятие. «Мне кажется, в конце концов будет возможна реализация именно искусственного интеллекта, а не разума, – пишет Лем по этому поводу. – Я думаю так, потому что интеллект мне кажется лишенным признаков индивидуальности. Эмоциональной жизни компьютер лишен полностью┘»
По мнению Лема, даже самая совершенная машина не сможет испытывать того, что мы называем «искрой Божьей». «Во всех случаях до «искусственного разума» дорога еще длинная, – подводит итог писатель. – Интеллект интеллектом, но людей глупых по статистике больше, чем интеллектуальных, а разумных – совсем немного».
Что уж говорить о роботах.