В эпоху, когда люди чаще пользовались грубой тканью из овечьей шерсти, шелковые одежды на Одиссее не могли остаться незамеченными. Одиссей совершает побег из пещеры циклопа Полифема.
Художник Пеллегрино Тибальди, XVI в.
Историки считают, что Великий шелковый путь начал действовать только в конце II века до н.э. Трехтысячелетняя изоляция китайской цивилизации была нарушена в 126 году до н.э., когда из 12-летнего странствия вернулся посол Чжань Цянь. Задачей посла было заключение союзного договора с племенем юэджи против воинственных соседей – непобедимых сюнну, разграбивших впоследствии Европу под именем гуннов.
Но юэджи не стали воевать и бежали от сюнну в нынешний Таджикистан. Договориться послу о совместных военных действиях не удалось, но зато Чжань Цянь неожиданно увидел окружающий мир – богатые страны Средней Азии, где, однако, не знали шелководства. Императора Поднебесной особенно поразил рассказ посла о конях туркменской породы, отличавшихся от маленьких китайских лошадок необыкновенной величиной и красотой, и он предложил менять их на драгоценную китайскую ткань. Так возник Великий шелковый путь из Китая в страны Евразии.
Для античного мира Китай оставался неизвестным. И в более позднюю эпоху эллинизма, когда Александр Македонский захватил Среднюю Азию и Индию, ученые и философы Александрии и Древнего Рима ничего не знали о Поднебесной империи. Однако имеются основания считать, что торговые связи между Китаем и греческими государствами Средиземноморья существовали еще за тысячу лет до посольства Чжань Цяня – в эпоху расцвета крито-микенской культуры, в XII веке до н.э.! Дело в том, что упоминание о ткани, чрезвычайно похожей на шелк, имеется у... Гомера, великого энциклопедиста древнейшей эпохи человечества.
В 19-й песне «Одиссеи» рассказывается, как Пенелопа испытывает незнакомого странника, под видом которого скрывается сам Одиссей. Странник рассказывает ей, что он встречался c ее мужем. Недоверчивая Пенелопа спрашивает: «Можешь ли мне описать ты, какое в то время носил он платье?» И Одиссей отвечает:
Хитон, я приметил,
носил он из чудной
Ткани, как пленка, с головки
сушеного снятая лука,
Тонкой и светлой, как яркое
солнце; все женщины, видя
Эту чудесную ткань,
удивлялися ей несказанно.
Я же – заметь ты – не ведаю,
где он такую одежду
Взял. Надевал ли уж дома
ее до отбытия в Трою?
В дар ли ее получил от кого
из своих при отъезде?
Взял ли в подарок
прощальный как гость?
Одиссея любили
многие люди;
Сравниться же мало могло с ним ахеян. (П. 19, 233–240)
Совершенно очевидно, что Гомер, который, по моему мнению, никогда не был слепым, с поразительной точностью описывает... китайский шелк, тончайшую ткань, которую в те времена сравнить можно было лишь с золотистой пленкой, покрывающей головки лука. На фоне грубых домотканых тканей из овечьей шерсти, которыми пользовались древние греки, переливающийся на солнце шелк, безусловно, производил на окружающих примерно такое же сильное впечатление, как в наше время – фантастическая серебристая ткань костюмов инопланетян, о которых рассказывают «контактеры».
Но этот текст означает, что какие-то сложные торговые связи греческих государств с Китаем были даже в ту незапамятную эпоху! Если бы Гомер знал, откуда привозят такую удивительную ткань, наверное, он бы об этом сказал устами своих героев. Скорее всего шелк доставлялся морем через Индокитай, Индию, египетские порты на Красном море. Шелковый путь, возможно, трассировали финикийцы или критяне, обладавшие самым мощным флотом на Средиземном море.
В эпоху античности китайский шелк тоже какими-то неведомыми путями попадал в Европу. Археологи нашли кусочки шелковой ткани V века до н.э. в Греции около Афин, а также на территории современного Люксембурга; к IV веку до н.э. относится находка шелка в Македонии. Но уже в I веке до н.э. одежду из китайской (или, как говорили римляне, серской) ткани носит царица Клеопатра. Римский поэт Лукан, убивший себя по приказу Нерона, описывает Клеопатру так:
Белые груди ее сияют
под тканью,
сотканной серским станком...
Долгое время фунт шелка стоил фунт золота. Римский император Аврелиан, живший в III веке н.э., боролся с развитием в обществе «богатства напоказ» и зависти к богатым. Поэтому он запретил носить одежды из чистого шелка и сам их не имел в своем гардеробе. Когда грек-продавец все же соблазнил его жену багряным сверкающим шелковым плащом и она попросила Аврелиана позволить ей купить сверхмодный наряд, суровый император выгнал купца, сказав: «Нельзя допустить, чтобы нитки ценились на вес золота!»
Дошел шелк и до Древней Руси. Историк А.М. Петров обратил внимание на строки из «Слова о полку Игореве»: князь Игорь в первой стычке с половцами захватил «золото, паволоки и дорогие оксамиты». Паволоки и оксамиты – это шелковые ткани: по северному Предкавказью шел один из развилков Великого шелкового пути. Но ни в Ипатьевской, ни в Лаврентьевской летописях нет ни слова о такой дорогой добыче, как шелковые ткани, а на Руси они тогда были даже дороже золота. Если о шелке знал только автор «Слова», значит, он был участником битвы. По нашему мнению, это еще одно доказательство того, что «Слово» написано самим князем Игорем.
Текст Гомера с упоминанием китайского шелка свидетельствует о торговых путях, впоследствии забытых купцами, народами и странами. Об этом же свидетельствует сенсационная археологическая находка, сделанная в 2000 году американским профессором Хайбертом под Ашхабадом, у поселка Анау. При раскопках Хайберт нашел печать из обожженной глины с древними китайскими иероглифами, предположительно относящуюся к XXIII веку до н.э.; в надписи речь идет о зерне. Точная датировка находки, возможно, подтвердит рассказ Гомера о шелке, драгоценной валюте древнего Китая, и заставит историков задуматься о древнейших и еще не изученных связях между великими цивилизациями прошлого, существовавшими на разных концах нашей планеты.