Сборная российских юниоров в Индонезии (слева направо): руководитель команды Валерий Слободянин, Анатолий Костырин, Ксения Соловьева, Михаил Проскурин (с кубком за лучшие результаты в экспериментальном туре), Андрей Андреев, Дмитрий Мыльников, Сергей Ефим
Команда российских школьников возвратилась из Индонезии с необычной международной олимпиады. В ней участвовали только юниоры, то есть ребята, которым к середине декабря не исполнилось шестнадцати лет, а задания давались одновременно по трем предметам: физике, биологии и химии.
Российскую команду тренируют на базе Московского физико-технического института (Физтеха). МФТИ давно занимается подготовкой сборных для международных школьных олимпиад по физике и уже сделал выводы о слабых местах в знаниях современных школьников. Наиболее трудный раздел этой олимпиады – физика. Команду юниоров поэтому формируют из победителей Всероссийской физической олимпиады.
В этом году в сборную вошли Андрей Андреев из Чебоксар, Сергей Ефимов из Бийска (Алтайский край), петербуржец Анатолий Кострыгин, Ксения Соловьева (Пермь), Дмитрий Мыльников из Самары и Михаил Проскурин (Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ). На сборах их предстояло «подтянуть» по химии и биологии. Ребята получили задание в промежутке между сборами «исправлять кривизну рук», то есть как можно больше заниматься опытами, хотя бы и в школьных лабораториях.
«Ведь как сейчас в наших школах с экспериментом дело обстоит, – рассказывает Валерий Слободянин, доцент Физтеха, один из руководителей команды. – Ребята попали к нам на сборы, имея минимальное представление об эксперименте. У них в руках все путалось, рассыпалось, ломалось┘ Например, выполняя задание приготовить нольоднопроцентный раствор метилоранжа, они превышали дозу в сто раз, и получалась такая жидкость, в которой «ложка стояла». Некоторые школьники впервые только в лаборатории МФТИ увидели электроизмерительные приборы: мультиметры, осциллографы, термостаты. Учились, по существу, заново строить графики, осваивали теорию ошибок. Но эта подготовка очень помогла нам на практическом туре олимпиады. Мы прошли его почти без потерь, а Миша Проскурин получил высший балл за эксперимент!»
На олимпиаде было три тура: тестовый, теоретический и экспериментальный. На каждом – задачи из трех наук. С «физической» частью наша команда справилась лучше всего. С «химической» – чуть хуже, потому что пришлось иметь дело с электрохимией, которую наши пятнадцатилетние ребята не успели изучить в школе. «Им не хватило культуры выполнения такой работы и оформления полученных задач, – рассказывает Валерий Слободянин. – Ребята не написали полуреакции, происходящие на каждом из электродов».
Стоит сказать, что в принципе остальные задания были выполнены аккуратно, графики содержали всю необходимую информацию – а ведь обычно российские ребята, не приученные к кропотливости, теряют баллы именно из-за неряшливой записи результатов. Не зря на сборах их как следует помучили этой «формалистикой».
Непростыми оказались задания по биологии: требовалось много знаний, которых не дают в наших школах. «Биологические» вопросы на олимпиаде были на стыке с медициной, генетикой и даже криминалистикой: предлагалось (к счастью, на теоретическом туре) вычислить время смерти человека по личинкам насекомых, которые успели завестись на трупе. Многих смутил вопрос о названии штаммов вируса птичьего гриппа. Некоторое время назад весь мир только и говорил, что об этой эпидемии, и (предполагают авторы) ребята, которые интересуются биологией, могли бы запомнить соответствующие названия┘
Российские юниоры получили три золотые медали (Андреев, Мыльников и Проскурин) и три серебряные (Соловьева, Кострыгин и Ефимов). По количеству наград наша страна на третьем месте среди тридцати трех собравшихся на олимпиаду государств. Впереди нас Тайвань (пять золотых медалей и одна серебряная) и Индонезия (четыре «золота», одно «серебро» и одна «бронза»). «Азиатский подход! – разводит руками Валерий Слободянин. – Ребята из этих стран всегда хорошо выступают на международных олимпиадах, потому что их за полгода до соревнования освобождают от школьных занятий и активно тренируют. А у наших за плечами – только недельные сборы».
На прошлогодней, первой олимпиаде юниоров почти все золотые медали достались азиатским школьникам. Единственным европейцем, которому удалось добыть «золото», был Вадим Марковцев из российской команды.