В нынешней России снижение общественного интереса к науке парадоксальным образом сочетается с возрастанием интереса к ученым степеням. По статистике Высшей аттестационной комиссии (ВАК), с каждым годом защит, как кандидатских, так и докторских, становится все больше, а около 15% защищающих диссертации составляют не ученые, а люди, имеющие отдаленное отношение к науке: политики, бизнесмены, чиновники и др.
Стремлению этих людей к ученым степеням даются разные объяснения. И престижность ученых степеней, сохраняющаяся вне зависимости от отношения общества к науке. И предельная простота их получения в современной России, где за деньги можно приобрести практически все, в том числе и ученые степени; и широко распространена такая услуга, как проплаченные защиты «под ключ». И то обстоятельство, что наличие у человека ученой степени придает его мнению статус мнения эксперта: одно дело, если, скажем, политик высказывает свое личное мнение по тому или иному социально-экономическому вопросу, другое – если он высказывает его в качестве доктора социологических или экономических наук.
Так или иначе, сильных мира сего влечет к ученым степеням. А как сами ученые относятся к тому, что ученые степени получают люди, не занимающиеся наукой?
Чтобы ответить на этот вопрос, Институт психологии РАН провел опрос, задав представителям нашего научного сообщества два вопроса: «Как Вы относитесь к получению ученых степеней лицами, имеющими весьма отдаленное отношение к науке (бизнесменами, политиками и т.д.)?» и «Следует ли научному сообществу препятствовать получению ученых степеней людьми, имеющими отдаленное отношение к науке, и если да, то каким образом?»
Опрос показал, что 84% наших ученых относятся к получению ученых степеней лицами, имеющими отдаленное отношение к науке, отрицательно, 7% – нейтрально, 8% высказали особое отношение к этому явлению. Никто из респондентов не оценил его положительно, 1% затруднился ответить.
Среди вариантов «особого» отношения преобладали такие, как «неоднозначно: если человек хотя бы организовал исследование, дал на него денег, то положительно», «все зависит от научного потенциала таких людей, не важно, где они работают», «в гуманитарных науках это иногда возможно, в естественных – нет», «если они написали диссертацию сами, это хорошо, если нет – плохо» и др.
То есть в нашем научном сообществе преобладает негативное отношение к подобной практике. Хотя в принципе не исключается, что определенный вклад в науку, прежде всего в социогуманитарную, может внести и человек, профессионально не занимающийся ею.
78% опрошенных считают, что научному сообществу следует противодействовать получению ученых степеней людьми, имеющими отдаленное отношение к науке, 6% полагают, что не следует, и 16% затруднились ответить на данный вопрос. При этом полагающие, что противодействовать подобной практике не следует, отмечали, что отсутствие принадлежности к науке само по себе не должно быть препятствием получению ученой степени, но в подобных случаях необходимо отслеживать, сам ли диссертант написал свою диссертацию.
В целом ответы респондентов свидетельствуют о том, что основная часть нашего научного сообщества негативно относится к получению ученых степеней людьми, имеющими отдаленное отношение к науке (или не имеющими никакого отношения к ней). Однако основную ответственность за широкое распространение этой практики ученые возлагают не на «чужаков», а на само научное сообщество, в первую очередь на ученые советы и ВАК, полагая, что с ней можно и нужно бороться.