Олег Неретин: 'Мы выбрали технологию, которая больше всего подходит к российским условиям: очень большая территория, отсутствие достаточного количества хороших наземных каналов связи'.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
– Олег Петрович, ваш центр занимается разработкой и внедрением специализированного программного обеспечения, созданием телекоммуникационной инфраструктуры отрасли культуры. Какие наглядные показатели своей работы вы могли бы привести? Может быть, процент подключения объектов культуры к глобальной сети?..
═
– Очень сложно подсчитать число учреждений культуры, подключенных к сети интернет. Слишком разнородные учреждения – по направлениям деятельности, величине, подчиненности, количеству посетителей. Возьмем в качестве примера библиотеки, а их в стране больше 40 тысяч: 9 библиотек федерального значения, по 4 библиотеки областного подчинения в каждом регионе, а дальше – городские районные, сельские и т.д. Понятно, что все крупные библиотеки подключены к интернету. И в этих крупных библиотеках – основная масса читателей, то есть пользователей.
В целом на сегодняшний день с интернетом работают около 20% учреждений культуры. Один из наших проектов – всероссийская телекоммуникационная сеть Культура Comsat – напрямую связан с подключением учреждений культуры к интернету.
═
– А как Культура Comsat устроена технологически?
═
– Мы выбрали технологию, которая больше всего подходит к российским условиям: очень большая территория, отсутствие достаточного количества хороших наземных каналов связи. Поэтому мы предложили использовать спутниковые каналы связи. Причем это российские спутники. Как ни странно, но спутниковый интернет в большинстве отдаленных регионов России оказался дешевле, чем наземные коммуникации. Разумеется, в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных городах выгоднее работать с наземными каналами, но таких мест немного.
В Москве располагается центр управления этой сетью. Абоненты сети – это учреждения культуры. Сейчас их чуть больше шестисот. Обслуживание абонентов происходит по симплексному каналу. То есть это асимметричная система доступа к интернету: запрос идет по любому наземному, например модемному, каналу, а назад, в каждую точку, возвращается 2-мегабитный канал. Такой пропускной способности хватает на вполне приличную сеть из нескольких десятков компьютеров с хорошим качеством интернета.
═
– Конечно, это еще не широкополосный доступ, но┘
═
– В большинстве случаев этого достаточно. С 2005 года мы стали делать второй сегмент нашей сети – дуплексные антенны: приемно-передающие антенны, которые никак не зависят от наземных каналов. К концу года будет смонтировано 50 таких установок в стране.
═
– Но ведь абонирование спутникового канала стоит денег. Вряд ли многие учреждения культуры способны оплачивать спутниковый интернет┘
═
– Минимальный трафик для учреждений – 500 мегабайт в месяц – оплачивается за счет средств федерального бюджета. Для не слишком крупных учреждений культуры этого хватает, чтобы закрыть потребность в электронной почте например. На это уходит около 15 тысяч долларов в месяц из федерального бюджета. Все, что свыше этого трафика, оплачивается учреждениями культуры самостоятельно. И они вольны сами выбирать операторов интернета. Сегодня уже есть из кого выбирать.
Долгое время у нас был единственный оператор спутниковой связи – государственное предприятие «Космическая связь» – спутники «Горизонт» и «Экспресс». Но в 1999 году «Газком» – детище «Газпрома» и РКК «Энергия» – запустил связной спутник «Ямал-100». Сегодня уже летает и второй спутник – «Ямал-200», началась конкуренция – появилось и несколько новых «Экспрессов» у «Космической связи». Эти спутниковые группировки полностью покрывают территорию страны.
═
– Что за программное обеспечение разрабатывают ваши специалисты?
═
– Мы – одни из немногих, кто пишет ПО для учреждений культуры: библиотек и музеев. Например, библиотечный софт в России создают всего 6 организаций. А по музеям и того меньше – всего 3. Наша автоматизированная система для работников музеев так и называется – «Музей». Она ориентирована не только на выполнение рутинной работы – каталогизацию фондов, но и на полномасштабную работу с этим фондом: ведение государственного учета, отслеживание движения единиц хранения, моделирование экспозиций выставок, проведение научных исследований...
═
– Я нашел статистическую информацию, которая меня поразила. Оказывается, всего 3,7% от общего фонда музейных предметов в Москве имеют цифровое представительство┘
═
– По-моему, это даже слишком оптимистичные цифры. Что касается оцифровки┘ Может быть, даже есть определенный плюс в том, что на сегодняшний день цифровых фотографий музейных экспонатов сделано не слишком много. Дело в том, что лишь недавно появилась возможность оцифровывать с хорошим качеством, используя многомиллионопиксельные фотокамеры, которые дают полное представление о предмете с полиграфическим качеством. С моей точки зрения, если бы мы занялись тотальной оцифровкой музейных фондов 8–10 лет назад, то деньги были бы выброшены на ветер из-за низкого качества цифровых образов и сегодня все надо было бы оцифровывать по новой.
═
– Тем не менее средний объем каталогов библиотек в Москве, переведенных в цифровую форму, составляет всего 10,4%. В соседней Финляндии – 100%, а в Европе в среднем – за 60%. По этому показателю мы находимся на уровне Турции и Мексики┘
═
– По библиотекам действительно ситуация непростая, но не все потеряно! По крайней мере в федеральных и региональных научно-универсальных библиотеках, которые содержат основную массу информации, – в них и каталоги электронные существуют, и автоматизация развивается.
═
– Насколько я знаю, ГИВЦ занимался созданием автоматизированной системы «Библиотека-3». Что она собой представляет?
═
– Это ПО для библиотек. Оно позволяет автоматизировать каталогизацию, книгохранение, обслуживание читателей, содержит удобные средства администрирования. По статистике, нашей библиотечной программой пользуются примерно в половине научных универсальных библиотек страны. Это серьезная цифра.
Многие фирмы брались писать софт для библиотек, но потом отказывались от этой затеи. Во-первых, библиотеки не настолько платежеспособные организации, чтобы им можно было продавать созданное программное обеспечение по коммерческим ценам. А во-вторых, библиотечные программы – это очень сложные продукты. Чтобы вам было понятно, приведу такой пример.
Все единицы фондов хранения библиотек описываются по определенному формату. Существует несколько стандартов библиографического описания. Все эти стандарты используют набор полей, которые позволяют описать любой предмет: ключевые слова, из чего сделан, где лежит и т.д. Таких полей описания бывает до трех тысяч. Есть обязательные поля – их два десятка. Все остальные – необязательные. Заранее предположить, сколько полей будет использовать тот или иной библиограф, невозможно. Обычно заполняются 50–70 полей. Какие-то поля используются очень редко, раз на миллион описаний. То есть только одна из миллиона единиц хранения содержит признак, для которого было предназначено то или иное поле. Но этот признак бывает очень существенным. Именно из-за своей невероятной вариативности библиотечный софт общепризнан одним из самых сложных во всем мире.
Кстати, при описании музейных единиц хранения ситуация не менее сложная – в этой области вообще пока нет стандартного формата описания. Очень высока разнородность предметов – это могут быть и книга, и дерево в каком-нибудь национальном музее-заповеднике. Музеев в стране – около 3 тысяч, из них федеральных – около 60. Нашим софтом пользуются 150 музеев. Еще около 60 музеев пользуются другими программными продуктами, остальные вообще не используют никаких автоматизированных систем учета либо используют какие-то самостоятельные разработки.
═
– А что с самым главным из искусств – кино?
═
– В рамках уже упоминавшейся мною всероссийской сети Культура Comsat наши специалисты разработали и создали специализированную систему Кино Sat. Она позволяет доставлять фильмы в цифровом защищенном виде в стационарные и мобильные кинотеатры. Технологически это выглядит так: в кинотеатре устанавливаются спутниковая приемная антенна и системный блок со специальным программным обеспечением. Этот блок служит станцией приема, декодирования и показа видеоданных. Используемые интерфейсы дают возможность подключать любые типы мультимедийных проекторов и систем озвучивания зрительского зала – как двухканальные, так и звук в системе Dolby Surround. Приходит пакет – фильм в формате MPEG2, и дальше он показывается в кинотеатре согласованное с прокатчиком количество раз...
Вся аппаратура и ПО создавались с таким расчетом, чтобы ими могли свободно пользоваться самые обычные киномеханики из традиционной проекционной будки. Сейчас эта система уже установлена в восьми кинотеатрах Хабаровска и Хабаровского края, Балаково, Ханты-Мансийского автономного округа. Кино Sat особенно привлекателен и экономически целесообразен для малых и средних кинотеатров, на 100–150 человек.
═
– А каковы степени защиты в этой системе? Ведь если удастся перехватить пакет с кинофильмом, то в руках пиратов окажется копия очень хорошего качества?
═
– Даже если удастся получить сам пакет нелегальным способом, воспроизвести его будет невозможно без ключа, уникального для каждого кинотеатра. По открытым каналам данные передаются в зашифрованном виде. Раскодировка происходит только в момент показа фильма.