0
4094
Газета Наука и технологии Интернет-версия

09.11.2005 00:00:00

Фундаментальность в прошедшем времени

Геннадий Копылов

Об авторе: Геннадий Герценович Копылов - кандидат физико-математических наук, главный редактор журнала "Кентавр" и интернет-сайта "Методология в России".

Тэги: наука, методология, фундаментальность


наука, методология, фундаментальность Эти молодые люди – будущие академики, нобелевские лауреаты. В творчестве обоих очень трудно разделить фундаментальную и прикладную компоненту.
Б.Кустодиев. Портрет профессоров П.Л. Капицы и Н.Н. Семенова, 1921 г.

Наука делится на фундаментальную и прикладную. Это известно всем. Фундаментальную науку могут позволить себе иметь не все страны, а только самые развитые. Без нее нечего и думать о развитии, о том, чтобы страна была могущественной. Поэтому ситуация, когда фундаментальная наука в небрежении, – это позор для великой России, нужно восстанавливать фундаментальные исследования, и тогда импульс получат технологии, а рост ВВП перейдет на интенсивные рельсы.

Вот набор прописных истин, который начинается с тезиса об извечном, сущностном разделении науки. Но так уж ли очевидна эта истина?

Делится ли наука?

Казалось бы, какие могут быть сомнения: эти два типа исследований – фундаментальный и прикладной – отличаются по направленности. Если мы интересуемся закономерностями, законами, механизмами, если стремимся их познать как можно глубже, если в конечном счете мы стремимся завершить наше исследование открытием, то наше исследование, конечно, фундаментальное. А если наша цель – использовать открытие или эффект, создать техническое устройство, то речь идет о прикладном исследовании.

Но, во-первых, даже если направленность исследований отличается, то почему при этом должны различаться и «науки» – то есть институционализированные единицы организации и профессионализации?

А во-вторых, и вопрос о направленности не очень понятен. Предположим, некоторое новое явление проявляется только в условиях, которые искусственно созданы внутри технического устройства (например, особая неустойчивость плазмы в реакторе термоядерного синтеза типа «ТОКАМАК»). До создания этого устройства оно никак не могло проявиться, и его исследование – это типично фундаментальная задача. С другой стороны, это явление мешает работе устройства, поэтому его исследование – типично прикладное по направленности. Так какое же оно?

А если экспериментальный прибор стал применяться в технике, то неужели те, кто занимался им, автоматически превратились в прикладников?

С точки зрения методологии науки такое разделение оказывается бессмысленным из-за того, что исследователь всегда имеет дело не с «дикой природой», а с «приборной ситуацией» (академик Вячеслав Степин). Процитируем его книгу «Теоретическое знание»: «Правомерно рассматривать объекты природы, включенные в экспериментальную ситуацию как «квазиприборные» устройства независимо от того, получены они искусственным путем или естественно возникли в природе». И далее: «Теоретические схемы имеют две неразрывно связанные между собой стороны: 1) они выступают как особая модель экспериментально-измерительной (и затем технологической. – Г.К.) практики и 2) одновременно служат... выражением сущностных связей исследуемой реальности». Теоретические схемы, говорит Степин, прикладно-фундаментальные и иными быть не могут.

Указанное разделение оказывается неадекватным. И это, кстати, совершенно понятно с точки зрения формирования (в XVII веке) науки как новой формации мышления.

Ученый как ходячий парадокс

Наука Нового времени, начавшаяся с Галилея, нашла способ объединить онтологические, сущностные размышления с активной (технической) позицией. «Два стремления – к знанию и к могуществу – поистине совпадают», – формулировал этот принцип Фрэнсис Бэкон. А Галилей ввел в качестве регулятивной схемы организации Новых наук эксперимент – то есть немедленную реализацию онтологических конструкций (при этом их проверка и состояла в реализации, и наоборот).

Это значит, что любого исследователя вполне можно и даже нужно представлять себе, например, в виде пары «сросшихся близнецов», один из которых «отвечает» за поиск утверждений о сущности явлений, а другой – за реализацию этой сущности в вещах, устройствах (и за ответы на вопрос, зачем, что и ради чего надо исследовать). Позиция ученого, как и сама наука, внутренне парадоксальна, чего мы не замечаем исключительно по социальной привычке: нам «вроде как бы» понятно, как можно размышлять над глубинами мироздания и тут же пользоваться полученным знанием для расчетов и конструирования механизмов. Но если отстранить от себя эту привычность и сравнить науку с другими формами мышления – с той же философией, от которой никто не требует, чтобы ее выводы немедленно реализовались, – то парадоксальность станет видна. Наука – это один из удачных примеров такой организации мышления, когда сущностные утверждения являются одновременно и практичными.

Мы-то к этому привыкли. Но в 1630-х гг. тому же Галилею потребовалось совершить ценностную революцию, объявив самыми перспективными людьми современности не профессоров-аристотелеанцев, а «любителей» – бродячих изобретателей, алхимиков, математиков – тех, кто жаждал немедленной пользы от своих размышлений. В уставах всех новых академий подчеркивался тезис о практической пользе развития новых наук.

Вспомним, наконец, за что издевался великий Свифт над современными ему учеными, изображая лапутянскую академию наук. Не за то, что ученые и философы занимаются фундаментальными («оторванными от жизни») проблемами, – это-то в порядке вещей! Предмет сарказма – то, что они под свои размышлизмы и исследования стремятся перестроить всю практику – земледелие и ремесла. Следовательно, парадоксальный – сущностно-практический, если можно так выразиться, – характер новой науки современникам периода ее становления был очевиден.

Проблема в том, что эта парадоксальность в полном смысле слова «проходит по телу» ученого. И тут есть три варианта.

Либо исследователь сможет соединить, связать ее на себе сам – и тогда возникнет фигура, которую мы с полным основанием сочтем великим человеком, ученым-философом-инженером. Такими были сам Галилей, Крылов, Капица, Эйнштейн.

Либо он может стать участником современного ему разделения деятельности, взять на себя одну функцию и оставить свой след как теоретик, экспериментатор, методолог науки или инженер. Но эта позиция неполна: она опирается на существующую функциональность.

Либо, наконец, он может заняться самой функциональностью и предложить для снятия парадокса новую организационную форму. Организатор или деятель науки (и одновременно, конечно, инженерии и образования) – таким будет его культурное наименование, и именно здесь лежит главный дефицит сегодняшнего дня.

Качели исследований

Сам же процесс исследования тоже постоянно колеблется между двумя полюсами. Именно: трудность или вопрос при конструировании технического устройства переводится в сущностную проблему; она так или иначе решается (иногда оставаясь существовать как проблема независимо от первоначального толчка); это знание проверяется (реализуется) экспериментально и используется в конструкции, – и так далее.

Период этих колебаний (восхождений к сущности – и возврата) бывает разным. Но сама эта схема – «с трудностью справляться не в лоб, а при помощи перевода ее в сущностный план и затем при помощи новой реализации в материале» – является общей для всей науки. А это ведь и означает единство «фундаментального и прикладного».

Таким образом, это единство проявляется и на уровне формы научного знания, и на уровне мышления, и на уровне самой схемы исследовательской деятельности.

Но реализована эта принципиальная схема может быть уже по-разному, что и показывает 350-летняя история Новой науки. Привычные сегодня формы самосознания и оформления научного поиска «открытие–изобретение», «теоретическое–экспериментальное», «вузовское–академическое» (и в этом ряду «фундаментальное–прикладное») имеют свою историю, а значит, и ограниченный «срок годности»: они довольно быстро утрачивают адекватность.

Так, об «открытиях» начали говорить в период «первоначального накопления» научных фактов и индивидуальной работы ученых (см. подробнее мою статью в «НГ-науке» от 12 ноября 2003 г.). Но сегодня важнейшим делом для науки является не открытие новых законов природы, а участие в технологическом успехе и в поддержании общего порядка. Различение с «изобретением» становится незначимым: любое «открытие» возможно только при обеспечении его рядом «изобретений» и наоборот.

Точно так же в середине XIX века сильно увеличилось количество и разнообразие практических сфер, где стали инженерно применяться научные результаты. Поэтому «чистые» научные исследования стали восприниматься как автономные от любых практических сфер. Тогда-то фундаментальные исследования стали мыслиться отдельно от порождающих их практических задач (которые теперь переосмыслились как «прикладные»). Теперь исследователю не обязательно было спрашивать у «практиков», в чем состоят их затруднения и «затыки», – ему хватало и своих собственных задач, не выходящих за пределы идеального мира теоретического знания.

Такая позиция оказалась во многом востребованной, поскольку была, прямо скажем, более безответственной. Этому способствовала и организация науки в виде совокупности университетских кафедр.

Итак, возможна и отдельная профессионализация, и особая институционализация этих элементов и компонентов, и затем связывание их в какую-то новую конструкцию. Но считать, что они имманентно присущи науке, неверно с любой точки зрения. Все описанные выше и опробованные в истории конструкции – попытки, более или менее эффективные, развернуть, «разверстать» парадоксальность позиции ученого по одной из возможных схем организации деятельности.

Изменение форм организации

Но сегодня раздельное институциональное существование фундаментальной и прикладной науки реально вошло в противоречие не то что с сегодняшней, но даже и со вчерашней эффективной формой организации науки.

В XIX – начале XX веков «фундаментальные исследования – прикладные разработки – инженерные приложения» были выстроены в единую линию, развиваясь во многом независимо друг от друга: результатами фундаментальных исследований пользовались разработчики, а их разработками – инженеры. При этом «чистая наука», по сути, управляла всем остальным организмом науки.

Но начиная с середины XX века все перевернулось: Большие программы (ракетостроение, информатика, атомная техника, генетика и селекция) выступили в функции заказчика по отношению к фундаментальным исследованиям. Форма организации поменялась: теперь последние были включены в эти программы и утратили управление. Можно сказать, что они были «сердцем», но никак не «мозгом» программ.

Положение фундаментальных исследований в этих рамках точно описано у Солженицына в романе «В круге первом»:

«Известный на многих шарашках старик профессор математики Челнов, писавший в графе «национальность» не «русский», а «зэк» и кончавший к 1950 году восемнадцатый год заключения, приложил острие своего карандаша ко многим техническим изобретениям – от прямоточного котла до реактивного двигателя, а в некоторые из них вложил и душу...

Челнов не был постоянный зэк шарашки Марфино, а зэк переезжий: в прошлом член-корреспондент Академии Наук и директор математического института, он состоял в особом распоряжении Берии и перебрасывался всякий раз на ту шарашку, где вставала самая неотложная математическая проблема. Решив ее в главных чертах и указав методику расчетов, он был перебрасываем дальше».

Боюсь быть понятым превратно, но, если отбросить все, что связано с подневольностью, то не является ли это точно угаданным образом жизни сущностно-ориентированных исследований, своеобразным идеалом их объема и функций? Ведь самый небольшой шажок в понимании природных законов приводит к целому спектру разработок, ориентированных на инженерные приложения, а они, в свою очередь, требуют решения совсем уж огромного количества организационных, производственных, маркетинговых и социальных проблем.

Внешняя рамка осмысленности

Сегодня же доля людей, институтов, ориентированных на «чистую науку», непропорционально большая. Но только в рамках Больших программ можно было создавать резерв или среду для «фундаментальной», фактически монастырской жизни. Чистые исследователи сегодня оказались в ситуации «со снятой крышкой», вне смыслового управления. Именно это осознается ими как небрежение к фундаментальной науке. Это происходит во всем мире, и везде уже вовсю отрабатываются новые формы организации науки–инженерии–образования.

Пока же исследователи, ориентированные фундаментально, ведут свою войну против тенденций современной цивилизации, ссылаясь на фундаментальную науку как на общекультурный феномен.

Но это – антиисторично: история показывает, что рамку осмысленности, рамку смыслового управления наука (а тем более «фундаментальная») восстановить сама для себя не может. Смысл научной деятельности в целом, в его полноте «сущностного-реализаторского», всегда задавался извне (об одном исключении – ниже), из социокультурных мегапроектов, определяющих то, зачем вообще нужно умножение знания определенного типа.

Так, Бэкон мечтал о переструктурации и обновлении всего массива человеческого знания с точки зрения поиска сил природы и овладения ими. Но до него не предполагалось, что в природе вообще есть внутренние силы, и значит, такого рода знания были неактуальными, бессмысленными.

В интереснейшей книге «Наука и кризисы. Историко-сравнительные очерки» (СПб., ИИЕТ РАН, 2003) на большом массиве конкретно-исторического материала продемонстрировано, что во все периоды своего существования наука была ориентируема на выполнение той или иной социокультурной миссии, которая и задавала осмысленность вопросов и ответов, касающихся сущности вещей. Ориентировка производилась через организацию научных исследований и через финансирование. Вот лишь один пример.

В период кризиса 1929 г. в США ряд общественных деятелей считали науку (и технический прогресс) источником кризиса. Требовали десятилетнего моратория на научные исследования, на что ученые возражали, что «наука создает рабочие места» – самый главный на то время контраргумент. И тем не менее общее мнение «явно склонялось к гуманистическому повороту в исследованиях. Социальные и гуманитарные науки, а вместе с ними и биология как наука о жизни, получали заметное преимущество над науками физико-химическими».

Этим воспользовались руководители Рокфеллеровского научного фонда: они «сумели обернуть оппортунистические поиски выхода из кризисного состояния в создание новой научной политики. Более того, превратив кризисную «концентрацию усилий» в последовательную стратегию фонда, а гранты... в основной инструмент этой стратегии, руководители фонда... обеспечили бурное развитие новых областей биологии... Сам термин «молекулярная биология» был предложен в 1938 г. для определения того направления, которое развивала созданная им политика фонда» (см. тж. ВИЕТ, 1996, № 2).

Казалось бы, естественное сегодня развитие «фундаментальных» наук по определенным направлениям является результатом специальных организационных и ориентационных (создающих смысл, рамочных) усилий. Я специально тут привел примеры из слабо известной истории науки в США, поскольку более знакомые примеры из истории СССР (которые также подробно обсуждаются в книге «Наука и кризисы») в сознании наших соотечественников окрашены в тона тоталитаризма: чего, мол, ждать от государства, которое стремилось заорганизовать все и вся?

Но мы видим, что придание внешней рамки осмысленности характерно для истории науки любой страны. Так, во Франции начала XIX века развитию и умножению науки был придан смысл преимущественно образовательный и инженерный. В СССР – смысл «построения нового общества на научной основе». И потому СССР с самого начала своего существования привлекал исследователей на самых разнообразных и даже «странных» направлениях (которые потом могли становиться передовыми). Вспомним эксперименты Богданова по переливанию крови, НОТ Гастева, деловые игры Бирнштейна, ГИРД Туполева под крылом Тухачевского, фантастическую по масштабу работу Н.Вавилова в ВИРе и его же переорганизацию всей сельскохозяйственной науки и опытных станций в рамках новосозданной ВАСХНИЛ (откуда и подобралась к нему гибель).

Зато эта интереснейшая новая форма организации исследований очень быстро (1926–1935) вывела советскую генетику на передовые рубежи биологии. Так что советские инновации в организации наук лежали вполне в русле мировой тенденции организации работ по Большим программам. И становится понятным, что так или иначе, но «мобилизация науки» происходила всегда, а научные программы, в рамках которых развивалась наука, были в разных формах, но согласованы с «обществом». Возможно, в пользе того или иного направления приходилось убеждать, но в конце концов любые «фундаментальные» исследования имели двойную «санкцию осмысленности»: и от общества, и от самого научного сообщества.

Одно было исключение из этого правила: тридцать лет господства идеологии сциентизма – философии, утверждающей власть науки как верховную. Вот из этой-то позиции формируются утверждения о независимости и общекультурной значимости фундаментальных, ничем не обусловленных, кроме жажды познания, исследований.

Что из этого следует?

Еще один исторический урок, который можно извлечь из исследований, собранных в книге «Наука и кризисы», таков: в периоды общественных кризисов инициировались новые формы организации науки, соорганизации методологических, сущностных и реализаторских исследований, а также – науки и образования, науки и промышленности, науки и государства, науки и бизнеса. Наука развивается своими формами и схемами организации, а периоды общественных пертурбаций составляют питательную среду для становления таких форм – форм снятия своей внутренней парадоксальности.

Конечно, во времена всех тяжелых времен были и те, кто твердил о необходимости восстановления старых форм: университетской науки в XVII веке, академической науки в конце XVIII – начале XIX в. (в основном во Франции), позитивной науки в США после кризиса 1929 г., фундаментальной науки – сегодня в России.

Но все время получалось, что все эти организованности находили свое новое место в иной форме организации научной, исследовательской, образовательной, инженерной сферы. Так же произойдет и сегодня с «фундаментальной наукой», стоит только приложить усилия не к ее «восстановлению» – что лишь будет консервировать отсталость, – а к обсуждению и проектированию новых организмов получения и использования осмысленного (и сущностно-глубокого, и практико-ориентированного) знания.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Ольга Соловьева

Отечественным чиновникам предстоит выбирать между интересами производителей и потребителей

0
946
В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

Иван Родин

Врио главы республики сокращает расходы админресурса на тройную кампанию

0
660
США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

Михаил Сергеев

Российский бизнес требует пересмотра участия РФ в Парижском соглашении

0
805
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
829

Другие новости