Китайские космические корабли типа 'Шэньчжоу' – первый шаг на пути создания постоянной орбитальной лаборатории.
Графика Саймона Сайка
Чуть меньше месяца назад, 17 октября 2005 г., возвращаемая капсула китайского космического корабля «Шэньчжоу-6» совершила успешную посадку в китайской Внутренней Монголии. На борту спускаемого аппарата находились два тайконавта (тайкун – Великая Пустота). Продолжительность полета китайского пилотируемого корабля составила 115,5 часа. Стоимость этой программы оценивается экспертами в 111 млн. долларов.
Геополитические последствия успешного завершения второго пилотируемого полета китайского космического корабля выходят далеко за рамки просто технологического успеха. «Конечная цель программы пилотируемой космонавтики в Китае – строительство постоянной космической лаборатории и инженерной системы», – заявил сразу же после приземления «Шэнчьжоу-6» глава Канцелярии пилотируемой космической программы КНР Тан Сяньмин. А в ближайших планах – намеченный на 2007 год выход в открытый космос и стыковка на орбите в 2009–2012 годах.
Таким образом, сегодня Китай де-факто становится единственной страной в мире, которая может конкурировать с США в наиболее важных технологических и политических вопросах. За этим, конечно, – впечатляющий экономический фундамент. Так, согласно данным сентябрьского доклада Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в течение следующих пяти лет КНР обгонит по темпам роста экономики большинство стран Запада. К 2010 году Китай может стать крупнейшим экспортером мира. К тому времени внешнеторговый объем Китая может составить десятую долю общемирового. (Пока среди экспортеров лидируют Германия и США – по данным ОЭСР, в 2004 году экспорт из этих стран составил соответственно 75,7 и 68,25 млрд. долл.)
Конечно, Поднебесной придется еще решить много сложных задач, связанных с модернизацией своей технологической и научной базы. Например, по данным китайских экспертов, энергозатраты на 10 тыс. долл. китайского ВВП в 2002 г. составили 11,8 млн. т условного топлива, что в 3 раза выше, чем в США, в 5 раз выше, чем в Германии, и в 6 раза выше, чем в Японии. Избыточное потребление энергии в китайской промышленности составляет не менее 230 млн. т условного топлива.
Тем не менее, если все пойдет, как предсказывают аналитики ОЭСР, то, несомненно, Китай сможет осуществить и следующий важный шаг – приступить к освоению Луны в конце второго десятилетия XXI века.
В связи с этим мы попросили российских экспертов высказать свое мнение по двум вопросам: 1) как они оценивают темпы развития китайской пилотируемой космической программы; 2) каковы шансы Китая создать в обозримой перспективе сначала орбитальную космическую станцию, а затем и лунную базу?
═
Лев Зеленый, член-корреспондент РАН, директор Института космических исследований РАН
═
1–2. Я знаю, что по поводу Луны у китайцев имеется очень серьезная, многоступенчатая программа и, похоже, она у них получится. Там сейчас погоду делает совершенно иное поколение китайцев, чем те, к которым мы привыкли раньше. В основном это люди, по десятку лет проработавшие на Западе, которые там всему научились, все вобрали, а когда вернулись в Китай, им там были созданы очень хорошие условия для работы. Там, конечно, еще остались и представители предыдущего поколения, но все они – на вторых ролях. Это даже не смена поколений, а смена стиля работы.
═
Леонид Горшков, доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник РКК «Энергия»
═
1. Я должен сказать, что бросается в глаза осторожность работ китайцев. Смотрите сами: раз в год – пуск животных; потом – первый пилотируемый полет; опять проходит много времени до второго пуска. Ярко выраженная осторожность. Такую методологию они выбрали.
2. Они объявили такую цель и заявили, что это будет сделано в очень короткие сроки. Но точно прогнозировать весьма трудно. Вообще, полеты «Шэньчжоу» – очень большая победа китайцев. Это нетривиальная вещь – запустить корабль, обеспечить его возвращение на Землю. Я верю, что китайцы будут серьезной и мощной космической державой. Лет за десять они успеют, я думаю, сделать свою орбитальную станцию.
═
Иван Моисеев, научный руководитель Института космической политики
═
1–2. Китайцы, строя свою национальную программу, двигаются не так, как в свое время США и СССР, – медленно, спокойно, пытаясь обеспечить максимальную надежность. Для них авария будет очень неприятной вещью и в научно-технологическом, и в морально-политическом смысле. Можно экстраполировать эти темпы и понять, когда будет создана китайская орбитальная станция... Это произойдет не при нашей жизни. Хотя второй запуск пилотируемого китайского космического корабля я оцениваю как положительное событие.
═
Владимир Сыромятников, доктор технических наук, профессор, генеральный директор консорциума «Космическая Регата»:
═
1–2. В принципе дальнейшие планы китайских специалистов известны: «Шэнчьжоу» спроектирован так, что его орбитальный отсек может отделиться от корабля перед спуском СА на Землю. К оставленному на орбите модулю может позднее пристыковаться следующий корабль, тем более, как известно, они работают над техникой сближения и стыковки. Таким путем может быть создана орбитальная мини-станция, что станет важным шагом в освоении космического пространства. Есть у них и далеко идущие планы, в том числе китайцы прицеливаются к Луне. Я думаю, они не станут торопиться, будут присматриваться к нам и к американцам.
═
Краткая история пилотируемой космической программы Китая:
═
1970 г. – состоялся запуск ракеты Long March. С тех пор (по 2002 год) страна провела 73 запуска, 62 из которых оказались успешными.
1996 г. – три китайских тайконавта отправились на подготовку в Москву.
1999 г. – первый космический корабль, «Шэнчьжоу», вышел на орбиту Земли. На борту корабля не было людей.
2001 г. – Китай отправил в космос на борту «Шэнчьжоу-2» обезьяну, кролика и улиток.
2003 г. – первый китайский пилотируемый корабль, «Шэньчжоу-5», совершил 21-часовой полет. На его борту находился один китайский тайконавт – Янг Ливей.