Космический турист Грегори Олсен из США во время своего недавнего полета на МКС, наверное, смог осознать, что скафандры – это высший хайтековский уровень спецодежды.
Фото Reuters
Ежегодно в мире в результате несчастных случаев и заболеваний, связанных с трудовой деятельностью, погибают около 2,2 млн. человек. Скорее всего оценка занижена. Эти данные приведены в новом докладе Международной организации труда (МОТ), который был представлен на XVII Всемирном конгрессе по охране труда (Орландо, США).
Как отмечается в докладе, 440 тыс. работников умирают ежегодно в результате контакта с опасными веществами. Среди этих веществ один асбест убивает ежегодно около 100 тыс. работников во всем мире. Так, число жертв асбеста в Великобритании, по оценкам самих же британских экспертов, составляет около 3 тыс. человек в год – в 10 раз больше, чем число смертельных несчастных случаев на производстве в этой стране.
Про отечественную статистику производственного травматизма и говорить грустно. Так, по данным Федерации независимых профсоюзов (ФНПР), на протяжении последних лет Россия занимает одно из первых мест среди промышленно развитых стран по уровню производственного травматизма, в том числе и со смертельным исходом – на производстве ежегодно погибают свыше 5 тыс. человек. По разным причинам от 10 до 20% всех травм со смертельным исходом происходит из-за отсутствия либо неприменения средств индивидуальной защиты (СИЗ) или неудовлетворительного их качества.
Последнее обстоятельство тем более удивительно потому, что еще в СССР выпуском спецодежды занимались около 600 предприятий. Мало того, и сегодня, на фоне неспешного развития рынка легкой промышленности (5% роста ежегодно), сегмент спецодежды растет на 10–15% в год. К настоящему времени оборот рынка спецодежды приблизился к миллиарду долларов. Не случайно на эту долю рынка стали обращать внимание крупные инвесторы, такие как компании Du Pont, Ansell Protective, UVEX.
Интересно, что доля обуви составляет примерно 20% на рынке средств охраны труда, причем в последнее время серьезно вырос ее импорт.
«Выход на российский рынок западным компаниям затрудняют таможенные пошлины и дорогой евро, увеличивающие стоимость продукции почти вдвое, – подчеркивает Сергей Голубев, заместитель генерального директора по маркетингу и развитию компании «ТРАКТ» (крупнейший поставщик спецодежды и средств индивидуальной защиты). – Вторым козырем российских производителей стал уникальный опыт в области создания утепленной обуви. До последнего времени ее импорт, в особенности из стран Юго-Восточной Азии, которые активно поставляют на российский рынок спецодежду и спецобувь, был затруднен: там не было ни технологии, ни культуры производства. Поэтому львиная доля доходов от производства обуви доставалась отечественным игрокам при небольших расходах. Однако в последние годы российский рынок стал наполняться и китайской спецодеждой и спецобувью». Так что скоро купить традиционные валенки, унты и чувяки (последнее, кстати, совершенно официальное название одного из видов защитной обуви) российского производства будет все сложнее и сложнее.
А вот с производством в России средств индивидуальных средств защиты (СИЗ) дело обстоит сложнее. До 60% ассортимента СИЗ импортируется из-за высокой стоимости входа производителя на этот рынок (8–10 млн. долларов). В России немного компаний, способных вложить такие деньги в производство СИЗ. Но дело не только в этом. Производство современных средств индивидуальной защиты – это без преувеличения процесс, требующий высоких технологий и порой весьма экзотических ингредиентов, которые сложно найти в России. Например, для изготовления некоторых типов современных респираторов нужен┘ уголь скорлупы грецкого ореха.
Но, как бы там ни было, условно доли поставщиков на российском рынке средств охраны труда распределяются следующим образом: российские поставщики – 40%; иностранные поставщики – 10%; мелкие российские поставщики, ателье – 50%.
На этом высокотехнологичном рынке спецодежды и СИЗ существуют и свои модные тенденции. В этом году, например, появилось даже новое направление – средства защиты кожи. Начался переход от более дешевых средств защиты кожи, например всевозможных перчаток, к более дорогим – кремам, лосьонам. Это и имиджевая и социальная тенденция, причем в ряде отраслей (например, на российской железной дороге) такие средства уже внесены в нормативы по СИЗ.
Как и все в этом мире (или почти все), эффективность применения СИЗ можно выразить в денежном эквиваленте. Сергей Мазеин, сотрудник службы маркетинга «ТРАКТ», привел в беседе с корреспондентом «НГ» характерный пример: «На предприятии «Пермцветмет» в одном из цехов был зафиксирован повышенный уровень шума – 92 децибела, замеры показали, что это шум со специфическим низкочастотным спектром. Из 40 типов средств защиты слуха на рынке имеется только четыре марки берушей, способных решить задачу, и только два вида есть в продаже в этом регионе. Поэтому, покупая беруши без учета спектральной характеристики шума, предприятие получило бы через некоторое время людей с тугоухостью. А это, между прочим, значительно увеличило бы отчисления в Фонд социального страхования».
Выбрать из 40 типов берушей те, которые необходимы именно в данной ситуации, – это, конечно, задачка нетривиальная┘ Именно для решения подобных ребусов в «ТРАКТе» была разработана интеллектуальная Система обеспечения предприятий средствами индивидуальной защиты (СОРПСИЗ).
Впрочем, и с другими СИЗ дело обстоит не менее серьезно. Неправильно выбранные очки, например, чрезмерно тяжелые, могут вызывать болевые ощущения уже через 30–60 минут работы в них. После этого человеку требуется до 15 минут для восстановления нормального состояния. Так, Кунгурский машиностроительный завод с общей численностью работников 2 тыс. человек в 2003 году из-за неиспользования очков и в результате травматизма органов зрения потерял 2 тыс. человеко-дней. Так что при научном подходе к выбору СИЗ и спецодежды предприятие может прилично экономить (до 20% от существующих затрат).
Игра, видимо, стоит свеч. Иначе чем объяснить, что общее количество фирм–производителей спецодежды по всей России колеблется от двух до пяти тысяч (данные маркетингового агентства Step by Step). Нам остается только набраться терпения и дождаться перехода количества в качество.