Кажется, что таракан управляет роботом. Проект Гарнета Херца.
Фото Ф.Сакаучи, К.Салливана
На протяжении последних ста лет наука в лице биологии, анатомии и физиологии вплотную приблизилась к процессу аналитического расчленения тела посредством тщательного анализа органов и функций. Сегодняшние достижения роботехники, молекулярной генетики и перспективные разработки в области нанотехнологий, вокруг которых уже разгорелись общественные страсти, есть лишь логическое следствие этого процесса, но на более высоком, отвлеченном и модельном уровне. Общий эффект воздействия этих технологий выражается в окончательном признании тела в качестве протеза, признания той модели существования, которая делает уже невозможным возврат к телу изначальному.
Очевидно, что наиболее приближена к традиционному типу протезирования роботехника. Однако, если обыкновенный протез, служащий для восстановления функций поврежденного органа, ничего не меняет в общей модели тела, то протез «постиндустриальный» стремится вовне. Он как бы наращивает архитектуру тела, превращаясь экс-центричным образом в разветвленную сеть медиа протезов. Операциональная, стремящаяся вовне суть протеза (про-тезис – не ущерб, но фальсификация избытка – такова этимология этого слова), как нельзя лучше соответствует самой сути человека. И ложится тяжким бременем на все его окружение.
Подобные рассуждения как нельзя лучше иллюстрируют роботехнические проекты, реализуемые в области современного искусства. Роботы «от кутюр», в отличие от промышленных роботов типа «прет-а-порте», имеющих точное функциональное назначение, – зачастую произведения парадоксальные и метафорические. В качестве примера приведу проект, получивший приз зрительских симпатий на ежегодной международной выставке «Робохудожники: смотр талантов» («ArtBots: The Robot Talet Show»), состоявшейся летом этого года в Дублине.
На первый взгляд работа канадского медиахудожника Гарнета Херца «Робот, управляемый тараканом № 2» («Cockroach-controlled Mobil Robot № 2») достаточна проста. Трехколесная тележка, отчасти напоминающая инвалидную, дополнена электродвигателем и небольшой подставкой (трекболом), на которую время от времени помещается живой представитель тараканьего племени – мадагаскарский шипящий таракан (Gromphadorhina portentosa). Подставка-трекбол – основной элемент биоробота. Она представляет собой перевернутое подобие компьютерной мыши с вращающимся шариком – именно на нем таракан совершает свой бег.
Насекомое бежит, шарик вращается, оптическая кодирующая система посылает сигнал на двигатель, и тележка, подобно болиду из Формулы-1, стартует в нужном направлении. Кстати, направление движения выбирает сам таракан-водитель: для управления и обратной связи Гарнет Херц весьма остроумно воспользовался врожденной нелюбовью тараканов к свету, окружив трекбол лампочками и снабдив систему датчиком расстояния. По мере приближения тележки к препятствию одна из лампочек загорается, и таракан бежит прочь, разумеется, увлекая за собой всю робосистему (http://www.conceptlab.com/control/).
Относительно простая конструкция неожиданно оборачивается развернутой метафорой суетного человеческого существования. То, что заставляет бежать (в данном случае – таракан), очень быстро удваивает самое себя за счет позволения бежать (робосистема); тело при этом оказывается буквально загипнотизированным в своем стремлении к исполнению, осуществляя свой одинокий бег, подобно сомнабулической холостой машине. Отсюда возникает ощущение глубокой пустоты содержания действия. Нет, кажется, ничего более бессмысленного, чем эта манера бежать, без конца реализуя способность бегать. Но тем не менее люди бегут┘
Еще одна наглядная иллюстрация подобной холостой машины – проект австралийского художника Стелиоса Аркадио, более известного в артсообществе под именем Стеларк. В своих работах Стеларк уже более тридцати лет систематически испытывает «пределы человеческого тела – его генетический репертуар и структурообразующие параметры» (подробнее о работах Стеларка см. http://www.stelarc.va.com.au/). Нынешний его проект под названием «Мускульная машина» («Muscle Machine») реализован совместно с целой группой ученых Университетов Ноттингема и Сассекса.
Это – роботехническая система пяти метров в диаметре, напоминающая собой огромного паука о шести механических ногах, внутри которого на специальной площадке находится сам художник. На его теле закрепляются различные датчики и кодирующие устройства, позволяющие считывать и передавать мускульную энергию человека пневматическим механизмам робосистемы. Например, когда стоящий на площадке художник-оператор поднимает ногу, три механических ноги «робопаука» с диким визгом и свистом совершают аналогичное движение. Надо заметить, что скрипу и скрежету, и вообще звукам отведена особая роль в движении системы. Будучи записанными в компьютерный банк данных робота в соответствии с каждым телодвижением художника (сама пневматика робота бесшумна), именно звуки через аудиодатчики ускорения разгоняют робота с находящимся внутри человеком до предельных скоростей (8–10 км/ч).
По мере того как перед зрителями разворачивается это захватывающее хореографическое шоу, уже становится невозможным определить, кто кем управляет: человек роботом или робот человеком – совместная робочеловеческая система переходит в необратимый галоп┘
Основной закон технологии, неоднократно озвученный философией и социологией ХХ века, гласит, что каждый новый шаг прогресса, рассматриваемый отдельно, кажется желательным, в то время как технологический процесс в целом – непрерывно сужает общую сферу свободы. Нельзя сказать, что представители научно-технологических областей деятельности незнакомы с этим положением. Однако свойственный этим специалистам позитивизм (каждый ученый несет в себе модель будущего) по определению позволяет им надеяться на благоприятный исход дела. Что, собственно, и отличает ученых от, скажем, художников, работающих в области современных технологий. Ибо последние очень четко (и зрелищно) представляют последствия непрерывного созидания позитивного: если негативное порождает кризис и критику, то позитивное, возвеличенное до уровня гиперболы, порождает катастрофу.
Автор выражает благодарность Гарнету Херцу и Стелиосу Аркадио, любезно предоставившим право на публикацию изображений в России, а также Калининградскому филиалу ГЦСИ за информационную поддержку (http://ncca-kaliningrad.ru/doktrina/).