Единственный жидкий метал и самая тяжелая в природе жидкость, элемент ртуть известен человеку с древнейших времен. Сегодня ртуть – один из лидеров менделеевской таблицы по широте применения: медицина, фотография, сельское хозяйство, приборостроение, электротехника, электрохимия, золотодобывающая промышленность┘
Токсичность ртути известна также с древности, однако сегодня информация о ее свойствах претерпевает колоссальное и неким образом – парадоксальное превращение. Если когда-то королей травили сулемой (HgCl2), то теперь на авансцене – диметилртуть. Простая (легко происходящая в обычных природных условиях) замена атомов хлора на метильные группы повышает токсичность в 10 в 6-й степени раз, то есть – тех же граммов яда хватило бы и на всех подданных того монарха. На сегодня диметилртуть – доказанный канцероген, нейротоксикант, вызывает повышенную утомляемость, сонливость, потерю аппетита, головную боль, нервные расстройства, поражение почек, печени, потерю зубов и волос.
Надо упомянуть и о других (кроме токсичности) свойствах диметилртути. Это уникальная летучесть и «несвязываемость». Верхние слои атмосферы становятся как бы «общей шиной» планеты: пары ртути метилируются, соединяясь практически с любой органикой, взмывают ввысь, очень быстро преодолевают континентальные расстояния, выпадают с осадками. Единственный нейтрализатор – вот парадокс нашего времени! – «кислотные дожди». «Суперяд» распадается, но ртуть-то никуда не исчезла (есть уникальные кадры: индонезийский лес с каплями чистой ртути на листьях), и ее новое испарение и соединение с органикой – вопрос малого времени. Похоже на бой Шварценеггера с жидкометаллическим соперником в «Терминаторе-2».
Метилртуть прежде всего поражает водные экосистемы, как бы «укореняясь» в трофических (пищевых) цепях обитателей озер и морей. Потому и первыми жертвами становятся потребители морепродуктов. Впервые мировое внимание привлекли случаи массовой гибели индейских племен, питавшихся исключительно рыбой, в Канаде в 1970-х годах. Ну и знаменитая «катастрофа залива Минамото» – буквальное вымирание жителей близлежащих селений, питавшихся морепродуктами. Ученые обнаружили виновника – завод уксусной кислоты использовал в синтезе ртуть. Из того, что автором той технологии получения уксуса был русский химик Кучеров, выводов в духе «Цусима–Хиросима» делать не стали, но с тех пор показатель содержание ртути стал главным в рыботорговле.
Европейское законодательство установило предельную концентрацию ртути – 0,5 мг/на кг сырой массы, однако рыбопромышленники временно пролоббировали – 1 мг/кг. В осторожных США нормы более жесткие, регулируется и частота употребления. Рыбу с 0,5 мг/кг можно есть только раз в неделю, 1 мг/кг – раз/месяц, а 1,9 мг/кг – нельзя есть вообще (значит – нельзя и продавать).А, например, в Финляндии рыбное питание для беременных женщин исключено вообще.
Ртутной угрозе в России была посвящена научная конференция, проходившая в сентябре в Международном независимом эколого-политологическом университете (МНЭПУ, Москва).
Доклад доктора биологических наук Комова (Институт биологии внутренних вод РАН) на этой конференции базировался на уникальных по тщательности исследованиях содержания ртути в мышечной ткани рыб из водоемов Северо-Запада и Центра европейской территории России в 1989–2005 гг. Следствием глубокого проникновения ртути в трофические цепи озер является и то, что прогрессирующее ее накопление наблюдается у финального потребителя – хищных рыб: щуки и особенно окуня. Из доклада: «Российские уровни ПДК составляют 0,3 мг/кг для пресноводной нехищной рыбы и 0,6 мг/кг для пресноводной хищной. При одинаковой массе тела содержание ртути в мышцах окуня значительно выше, чем у леща, налима, судака и варьирует в пределах: от менее 0,1 до 3,1 мг/кг сырой массы. В крупных водоемах (Рыбинское, Шекснинское, Иваньковское и Уводьское водохранилища, озера Суоярви, Кубенское, Белое, Воже, Вуонтоленярви) и некоторых малых озерах содержание ртути повышалось с увеличением размера рыбы. В большинстве малых озер эта зависимость не наблюдалась... Максимальные зарегистрированные уровни содержания ртути оказались выше в окуне из водоемов, расположенных в более южных и западных районах. В окуне из болотных озер Новгородской области содержание ртути 0,5–1,0 мг/кг. Большая часть исследованных водоемов расположены в бедных геохимических районах и не имеет локальных источников поступления ртути».
Кстати о локальных источниках глобальной катастрофы. Промышленные источники постепенно становятся на строгий мировой учет, есть уже и карты-диаграммы: кто-где-сколько, а от этого, по-моему, можно перейти к квотам на выброс, типа «киотских» на углекислоту. Но есть и бытовая составляющая. Уже произведенную и, допустим, учтенную в каких-нибудь квотах аппаратуру, ртутные выключатели, лампы дневного света – где-то аккуратно перерабатывают, а где-то и┘
Грант ЕРА (Агентство контроля загрязнений окружающей среды) № Х830456-01-0 «Разработка и проведение независимого мониторинга загрязнения ртутьсодержащими соединениями территории мегаполиса» был выделен Лаборатории техногенной экологии и мониторинга МНЭПУ. Были обследованы муниципальные районы «Лефортово» ЮВАО и «Коптево» СВАО. При общем несколько повышенном фоне ртути в городе (5-10 ПДК н.м.) в Москве максимальные уровни (более 50-100 ПДК н.м.) наблюдаются в местах обнаружения разбитых люминесцентных ламп среди твердых бытовых отходов (мусорные баки). Значительно большая «ртутная чистота» района «Коптево» – следствие налаженного сбора ламп.
Далее экологи МНЭПУ выехали в «ртутную столицу» России – город Клин, где расположен единственный в стране производитель ртутных термометров – «Термоприбор». Тщательно обследовали завод – все прекрасно. Методика предполагала и обследование двух школ: ближайшей к заводу и контрольной. (Наверно, потому, что дети – главные «переносчики» всяких блестящих штучек.) Опять все прекрасно: в ближней школе ситуация не хуже, чем в контрольной, удаленной┘ Но одна из работниц завода посоветовала съездить на свалку┘ Самый обыденный шлагбаум с будкой, горы битого стекла, ветхий забор, сверху – небо. Да, в общем, все вы можете представить: производят термометры – с сороковых годов, валит ли отходы нынешний чистенький «Термоприбор» – сразу не разобрать, но лампы везут все кому┘ надо их куда-то девать (вполне может быть,из тех же «экологически передовых», благополучных районов Москвы)┘ Ажиотаж измерительной аппаратуры нарастал с каждым шагом к ближней куче, и на расстоянии метра было показано: превышение ПДК содержания ртути для населенных мест в... 4133 раза!
Участники конференции из России, Швейцарии, США в итоге согласились, что сегодня важна осведомленность общества о ртутной угрозе.