0
1804
Газета Наука Интернет-версия

12.10.2005 00:00:00

Блэр отрекся от Киото

Тэги: блэр, киотский договор, потепление, выброс


блэр, киотский договор, потепление, выброс Тони Блэр оказался в достаточно щекотливой ситуации: как ни крути, Киотский протокол подписали 156 стран, в том числе и Великобритания. Теперь премьер против.
Фото Reuters

В конце сентября, выступая в Нью-Йорке на конференции «Глобальная инициатива», организованной бывшим президентом США Биллом Клинтоном, британский премьер Тони Блэр неожиданно для всех обрушил на Киотский договор об ограничении выпуска парниковых газов просто уничтожающую критику. Он заявил, что этот договор никогда не будет выполнен, что глобальное потепление невозможно предотвратить, приказывая странам уменьшать парниковые выбросы.

«Ни одна страна не согласится сокращать потребление или снижать темпы своего роста из-за экологических страхов», – заявил он. Блэр предсказал скорый крах Киотского протокола. По его словам, после 2012 года, когда кончается его действие, он не будет продолжен. «Честно говоря, я не думаю, что по крайней мере в обозримом будущем люди начнут готовить еще одно крупное соглашение по типу Киото», – подчеркнул британский премьер. По мнению Блэра, нужно идти другим путем – заинтересовывая крупных энергопроизводителей в уменьшении парниковых выбросов.

Это довольно неожиданно, если вспомнить что Блэр с самого начала был наиболее активным сторонником Киотского протокола и всюду, где можно, защищал его с присущей ему страстностью.

«Блэр наконец-то понял, что мы были правы, – в разговоре с корреспондентом «НГ» прокомментировал резкую смену позиции британского премьера председатель думского комитета по экологии Владимир Грачев. – Мы, правда, тоже подписали этот договор, но только потому, что все страны очень настаивали. Мы сказали: «Ну, ладно, мы подпишем, но после вы поймете, что это не совсем тот путь». Мы еще раньше Блэра говорили, что ни одна страна в мире не пожертвует своим экономическим ростом для снижения потребления энергии в экологических целях».

Итак, британский премьер прозрел. В мгновение ока. Правда, по словам самого Блэра, понимание ситуации пришло к нему не вдруг, а в течение двух-трех лет, но что-то не верится – уж слишком тщательно он скрывал это понимание. Да, пожалуй, и не нужно такого большого времени, чтоб прозреть в отношении Киотского протокола.

Слов нет, сама идея как раз очень даже и благородная – навалиться всем миром и решить вопрос с глобальным потеплением, снизив выпуск парниковых газов на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 года. Но, во-первых, «всем миром» не получается – многие крупные загрязнители против Киото, в частности США. Во-вторых, вряд ли удастся добиться этих самых процентов. В третьих, даже если и добьемся, то не факт, что это хоть насколько-то серьезно отдалит угрозу перегрева планеты. Многие критики Протокола обращают внимание своих оппонентов на то, что под этим соглашением стоят весьма шаткие научные основания, в точности неизвестно даже то, что глобальный нагрев вызван именно парниковыми газами.

Но как ни крути, Протокол подписали 156 стран. Остается предположить, что нами правят┘ ммм┘ не очень далекие люди, что слишком далеки они от глобального потепления. Отчасти оно, может, и так, но разве только отчасти. Да и сам Блэр всегда имел репутацию «умного мальчика» – уж он-то с его советниками мог бы разобраться что к чему за самое короткое время. Кстати, и нашего президента недалеким никак не назовешь, а он тоже выступил за присоединение к Киотскому протоколу – после того, кстати, как собрал конклав из самых именитых российских ученых и попросил оценить его научную состоятельность. Когда ученые сказали, что с точки зрения науки договор подписывать не надо, он его подписал. Тут что-то не то.

Вспомним, миром правит даже не столько экономика, сколько политика. А политика – это такая штука, в которой часто срабатывает закон Нильса Бора: «Чем абсурдней теория, тем она правильней».

«Киотский протокол имеет свою самостоятельную нишу, – считает Грачев, – которая состоит в том, что страны смогли договориться пусть по какому-то минимальному антропогенному воздействию на окружающую среду. Если совсем не договариваться, то каждый будет делать по-своему, кто в лес, кто по дрова».

Примерно так же считает и видный российский климатолог, академик Георгий Голицын, директор Института физики атмосферы РАН, который с самого начала выступал за ратификацию, даже с учетом того, что его научная основа слаба. В разговоре с корреспондентом «НГ» он заявил, что, по его мнению, самым главным достижением Киотского протокола является то, что он вообще есть. «Это только первый шаг», – сказал он.

И все-таки как-то чудно. Конечно, хорошо, что страны хоть о чем-то экологическом сумели договориться. Но, обратите внимание, договорились-то, в общем, о бесполезной, если не вообще вредной акции, слава Богу, невыполнимой.

Политические соображения подчас настолько запутанны, что, например, и разбираться не хочется, почему это британский премьер сначала так истово ратовал за Киото, а потом так же истово стал обвинять Протокол в несостоятельности. Последнее, кстати, более или менее ясно – последние инвективы Блэра в отношении Киото объясняются в первую очередь новой инициативой США, которые вместе с Китаем и Индией пытаются создать альтернативное, так сказать, «беловежское» соглашение, по которому эти страны тоже будут заниматься энергосбережением, но уже без сроков, процентов, «парниковых» квот и так далее. Детали соглашения пока неясны, но, по-видимому, это будет то самое, к чему призывал британский премьер, – стимуляция крупных энергопроизводителей для того, чтобы они уменьшали вредные выбросы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
552
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
371
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
219
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
316

Другие новости