Результаты последнего социологического опроса: 34% американцев считают, что 'летающие тарелки' и привидения – не выдумки, а реальность.
Петер Грик, 'Летающий объект', 1998 г. Источник: www.gric.at
В университете Калабрии (г. Удинезе, Италия) в минувшую субботу, 8 октября, состоялся первый Международный научный симпозиум, посвященный неопознанным летающим объектам (НЛО). Как заявлено в анонсе мероприятия, организованного Национальным уфологическим центром (в этом году этой организации исполняется 40 лет - sic!), главной темой станет вопрос вопросов: возможность открытия неизвестной до сих пор разумной внеземной цивилизации. В работе симпозиума приняли участие медики, физики, биологи, офицеры ВВС и писатели.
А тут еще - сообщение на интернет-сайте elementy.ru (http://elementy.ru/news/164607). Процитирую его: «Недавний опрос, проведенный службой Gallup, несколько озадачил социологов: 32% американцев, принявших участие в исследовании, верят, что «привидения или духи мертвых могут возвращаться» в наш мир... Твердую уверенность в том, что никаких духов на самом деле нет, проявили лишь 48% опрошенных, а еще 19% затруднились с ответом. Чуть больше американцев (37% и 16% из числа опрошенных соответственно) верят в существование домов с привидениями или же затрудняются отрицать этот «факт», и лишь 46% опрошенных считают, что дома бывают только с паровым отоплением и центральным кондиционированием┘ Всего в опросе приняли участие 1002 человека. Ошибка выборки составляет плюс-минус 3%».
Научный симпозиум уфологов, Gallup, привидения, паровое отопление и центральное кондиционирование┘ Гремучая смесь!
Семиотические фантомы
«Я готов поверить в пришельцев, но только не в тех, которые один к одному выглядят как инопланетяне из комиксов пятидесятых годов. Это – семиотические фантомы, осколки подспудных фантазий в рамках определенной культуры, которые откололись и обрели собственное бытие. <...> Канзасским фермерам до сих пор постоянно видятся воздушные корабли Жюля Верна». Основатель литературного направления киберпанк современный американский писатель Уильям Гибсон вложил эти слова в уста одного из героев своего рассказа «Континуум Гернсбека». В них, как представляется, схвачена самая суть феномена: НЛО (неопознанные летающие объекты) есть не что иное, как семиотические фантомы. Другими словами – знаки. (В названии рассказа Гибсон использовал имя реального человека: Гуго Гернсбек (1884–1967) начиная с 1916 г. публиковал в США статьи под заголовками типа «Мысленный полет на Марс». В 1926 г. основал журнал «Amazing stories» («Поразительные рассказы»). Затем появились «Поразительные рассказы о небе», «Научные поразительные истории».)
Как отмечает антрополог Т.А. Новичкова, «под знаком «научного» мифа появились солярные и метеорологические теории, объяснявшие фольклорные сюжеты и верования <...> Работая с городским современным фольклором, исследователи, прежде всего зарубежные, убедились, что и сегодня массы людей находятся под прессингом самых разнообразных мифов и руководствуются ими в рамках новых традиций».
Миф – это принципиально семиотический объект: динамическая система знаков, их совокупность и когерентное сцепление. Возможности манипулирования массовым сознанием посредством порождения и распространения семиотических фантомов в принципе практически неограниченны. Однако в любом случае знаки все-таки должны что-то означать. Что может означать семиотический фантом (знаковый объект) под названием «НЛО»?
Наверное, с позиций Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований все это можно оценить как возврат в Средневековье. («Дикая отрава, которую скармливают людям, ведет к одичанию общества <┘>. Кому же нужно загонять страну в Средневековье?» – пафос председателя упомянутой Комиссии, академика Эдуарда Круглякова вполне объясним.)
Но, возможно, дело обстоит как раз с точностью до наоборот: уфологическая «пандемия» – индикатор наступающего «постчеловеческого будущего». Футуролог Фрэнсис Фукуяма в своей книге, которая так и называется – «Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции» (М.: ООО «Издательство АСТ», 2004), этот парадокс формулирует вполне четко: «Люди, конечно же, быстро сообразили, что эти два события – крах тоталитарных империй и возникновение персонального компьютера, как и других видов дешевых информационных технологий, от телевизора и радио до факса и электронной почты – довольно тесно взаимосвязаны. Тоталитарное правление требует сохранения монополии режима на информацию, а современная технология, делая ее невозможной, подрывает мощь режима».
Продукт тотального медиа
Первое, признанное уже каноническим сообщение об НЛО, привлекшее массовое внимание публики к этому феномену, было сделано 24 июня 1947 года. В этот день американский пилот и бизнесмен Кенес Арнольд летел на своем личном самолете по направлению к Якима (штат Вашингтон). Зная, что в горах по ходу его маршрута недавно разбился военный самолет, Арнольд решил пролететь над этим местом, надеясь увидеть остатки самолета.
Когда он подлетал к зоне аварии, он вдруг заметил в небе странные дискообразные предметы. Их было девять штук. По размерам они были сопоставимы с четырехмоторным самолетом, но скорость, с которой они летели, не шла ни в какое сравнение с теми скоростями, которых к 1947 году достигла авиация. По показаниям Арнольда, объекты перемещались со скоростью 2700 км/час.
Так семиотический фантом был создан и далее начал воспроизводиться. Принципиально важно, что этот процесс совпал с началом эры взрывного развития телевидения и электронных массмедиа вообще.
Уже в 1951 г. телевидение в США стало приносить прибыль, хотя охвачено вещательным телевидением было всего 9% домохозяйств. В 1960 году уже 87% американских семей были абонентами вещательного телевидения. В 1987 г. 87,4 млн. американских домохозяйств имели телевизоры, из них 82,7 млн. – цветные. Кабельным телевидением на начало 1988 г. было охвачено 52% домохозяйств США.
В 1990 году в мире было 800 млн. телевизоров (в СССР – 90 млн.). Ежегодно во всех странах мира выпускалось 70 млн. телевизоров, в том числе в Китае – 14 млн., в Японии – 13,6 млн., в СССР – 9,7 млн., в Южной Корее – 9,6 млн., в Германии – 3,8 млн., во Франции – 1,2 млн. На 1000 человек населения приходилось: в США – 646 телевизоров, Великобритании – 457, Франции – 365, СССР – 310. По экспертным оценкам, в 2000 г. количество телевизоров в мире превысило 1,3 млрд. штук.
Появление такого тотального медиа не могло не привести к тому, что все новые массовые мифы стали распространяться с невиданной раньше быстротой. А если учесть, что телевидение транслирует не столько информацию, сколько эмоциональную оценку этой информации, то теперь можно говорить о рождении принципиально нового, неизвестного раньше феномена – семиотических фантомов эпохи глобализации.
Каковы последствия появления такого эффективного инструмента (и среды) мифотворчества? Показательный в этом плане эпизод. Профессор городского колледжа Сакраменто Уэйн Андерсон в 1996 году провел эксперимент со своими студентами. Он предложил им ответить на ряд вопросов о возможных контактах с представителями внеземных цивилизаций. «В результате опроса выяснилось, что подавляющее большинство студентов скопировали ответ из известных телепередач на эту тему. «Что меня поразило больше всего, – пишет Андерсон, – так это почти поголовное доверие студентов (выходцев из высших и средних слоев общества – будущей правящей элиты страны) телевизионным развлекательным программам, которые стали для них главным ориентиром в ответе на сложный вопрос». Многие студенты, правда, отрицали, что в качестве доказательства они опирались на сюжеты фантастических телефильмов. Однако «почти половина ребят не смогли привести в подтверждение своих гипотез ни одного источника, кроме телефильмов».
В этой связи мне представляется весьма симптоматичной статистика, обнаруженная на одном из интернетовских сайтов. Оказывается, по количеству «засеченных» в год НЛО первое место занимают США, потом – Перу, Бразилия. Россия – на четвертом месте, на пятом – Чили. (Конечно, это весьма относительные характеристики. Так, например, шотландские исследователи аномальных явлений совсем недавно подсчитали, что на севере Британии НЛО наблюдают в четыре раза чаще, чем в любой другой стране. По статистике, число наблюдений НЛО в Шотландии составляет 0,004 на квадратный километр, или 1 на 17 000 жителей. Сравните: во Франции – всего 0,001 на квадратный километр, или 1 на 86 857 жителей.)
Тем не менее неудивительно, что именно США являются абсолютными лидерами в исследовании самого феномена НЛО. Причем эти исследования стартовали как раз в 1947 году. Именно тогда начались регулярные социологические опросы в США. (Кстати, тогда же, в 1947 г., была создана Американская ассоциация исследователей общественного мнения. Еще через 10 лет, в 1957 г., организован Роуперовский научно-исследовательский центр общественного мнения, а в 1963 г. – служба Луиса Харриса по проведению общенациональных опросов. Знаменитый Американский институт общественного мнения, больше известный как Институт Гэллапа (служба Gallup), был основан несколько раньше – в 1935 г.)
1950 год. 94% жителей США верили в летающие тарелки.
1966 год. Согласно опросу Гэллапа, свыше 5 млн. жителей заявили, что действительно видели летающее блюдце, а около 50 млн. – почти половина взрослого населения США – верит в реальность НЛО.
1968 год. 40% опрошенных американцев считали, что НЛО – космические корабли с другой планеты.
1977 год. Очередной опрос показал, что не только половина взрослого населения США верит в НЛО, но и свыше 15 млн. заявляют, что видели их.
1992 год. Согласно опросу Роупера, около 3,7 млн. американцев заявили, что похищались инопланетянами.
2003 год. По данным Virginia Commonwealth University, 34% американцев считают, что «летающие тарелки» и привидения – не выдумки, а реальность.
(Любопытно, что в 2005 году британское Министерство обороны рассекретило документы, в которых содержатся свидетельства о встречах с НЛО за 2004 год. Специальный отдел Минобороны, известный как S4F, собирающий документы, возможно, повествующие о визитах внеземных форм жизни, получил 88 сообщений от представителей вооруженных сил и гражданских лиц о неизвестных объектах, замеченных в небе. НЛО, по описаниям видевших их британцев, вовсю меняли скорость, форму и цвет. Наиболее часто встречающиеся цвета – желтый, оранжевый и черный.)
После обработки нескольких сотен тысяч сообщений американские исследователи пришли к выводу, что в период с 1950 по 1980 год в околоземном пространстве, под водой и в космосе наблюдалось около 80 тыс. НЛО. Шведские исследователи подходят более строго к отбору материала, сократили эту цифру до 900. Согласно подсчетам автора отечественного самиздатовского труда «Инопланетяне над Россией» Соломона Шульмана, 5 млн. человек начиная с конца XIX века сталкивались с феноменом НЛО в разных точках земного шара. «Если они вообще летают, то логично предположить, что плотность их полетов над земным шаром примерно одинакова, тем более что сведения о них поступили из 133 стран мира», – подчеркивает Шульман.
Жан Бодрийар еще в 1968 году писал как будто специально по этому поводу: «От масс постоянно требуют, чтобы они подали свой голос, им навязывают социальность избирательных кампаний, профсоюзных акций, сексуальных отношений, контроля за руководством, празднований, свободного выражения мнений и т.д. На то чтобы удержать эту массу в состоянии управляемой эмульсии и защититься от инерции ее неконтролируемой тревожности тратится огромная энергия. Воля и репрезентация над массой уже не властвуют, но она сталкивается с напором диагностики, чистой проницательности. Она попадает в безграничное царство информации и статистики. <...> Отсюда эта бомбардировка массы знаками, на которую ей полагается отвечать подобно эху. Ее и исследуют методом сходящихся волн, используя световые и лингвистические сигналы, – совсем как удаленные звезды или ядра, которые бомбардируют частицами в циклотроне. На сцену выходит информация. Но не в плане коммуникации, не в плане передачи смысла, а как способ поддержания эмульсионности, реализации обратной связи и контролируемых цепных реакций...»
Все – в сеть!
По мнению академика Павла Симонова, актуальное состояние мифотворчества имеет психофизиологические аналогии с состоянием гипноза. При этом в ряде исследований было показано, что по мере гипнотизации человека у него нарастает электрическая активность именно правого полушария, которое начинает преобладать над активностью левого. «Напомню, что и у животных, и у человека правое полушарие преимущественно связано с реализацией врожденных и приобретенных автоматизмов, в то время как левое вовлекается в деятельность каждый раз, когда требуется анализ новой ситуации и активный поиск оптимальных в этой ситуации решений, – подчеркивает Павел Симонов. – Состояние гипноза означает отказ от активного поиска и переход к пассивно-оборонительной реакции общего обездвиживания (у животных) или к пассивно-подражательному поведению, как это наблюдается у человека.
С этой точки зрения массовость сообщений о наблюдавшихся «аномальных» явлениях (например, сообщения нескольких сот жителей Бельгии о неопознанных летающих объектах в ноябре 1989 г.) не только не свидетельствует о реальности существования НЛО, но скорее дает повод думать о взаимном индуцировании наблюдателей». (Речь идет о более чем 150 свидетельствах жителей маленького бельгийского городка Юпен, в которых утверждается, что 29 ноября 1989 г. в небе над Юпеном они наблюдали НЛО.)
В современной цивилизационной ситуации возник еще один фактор, провоцирующий (и символизирующий) правополушарное мышление. И хотя он имеет техногенную природу, это не мешает ему – впервые в истории – в глобальном масштабе влиять на психоэмоциональное состояние «эмульгированной» человеческой массы. Речь идет о коммуникационных технологиях, и в первую очередь – о всемирной компьютерной сети интернет.
«Любые попытки включить правое полушарие в работу компьютерных технологий упирались в то, что оно, правое полушарие, просто в силу своей организации не умеет оперировать символами, – подчеркивал еще несколько лет тому назад в беседе со мной генеральный менеджер аккредитованного представительства в СНГ компании «Silicon Graphics» (SGI) Сергей Карелов. – Оно работает на уровне образов. Более того, правое полушарие даже говорить не умеет... Мы хотим научиться обрабатывать образы и дать возможность человеку работать не на уровне цифр, букв и слов, а на уровне образов».
Порой результаты такого включения могут быть самые неожиданные. Приведу лишь несколько отрывков из целой серии объемистых писем, которые я получаю уже в течение вот уже почти десяти лет от одного автора. Назовем его Сергей К-ский. (Сохранены орфография и пунктуация оригинала.)
«В настоящее время земное человечество очень сильно переоценивает значение для цивилизации компьютерной техники и робототехники <┘>. В реальности это – подброшенная людям для их эксплуатации и закабаления, а также чтобы как можно дольше удерживать людей – как «кабанов на ферме» на планете и не выпускать в космос┘ Опасность компьютерной техники и робототехники связана с фактическим наличием невидимого разумного энергетического мира ненашей материальности средой обитания которого является космос (объекты этого мира присутствуют и в земной атмосфере), поскольку небольшие эфирные структуры этого мира могут подходить и подключаться к указанной технике, делая ее разумной и обладающей свойствами личности даже в современных ее модификациях – не говоря уже что для этих целей могут быть созданы специальные схемные блоки (такие блоки уже очень давно используют некоторые технические цивилизации – при этом были случаи восстания подобных «разумных машин» с гибелью большого количества представителей данных цивилизаций)!!! Серии фантастических кинобоевиков «Терминатор» неплохо демонстрируют идею таких «разумных машин» и чем она может закончиться для цивилизации».
В этой связи очень точным и существенным представляется наблюдение, сделанное Т.А. Новичковой: «Если фольклор прошлого представлял нам два мира – давно прошедшего и настоящего, то современность предлагает другую ориентацию: настоящее и будущее, противопоставляя мир земной и космический, технически несовершенный и утопически усовершенствованный или, напротив, технически развитый сегодня и истощенный, духовно опустошенный в более или менее далеком будущем».
Онтологический ужас
Приведенный выше пример (их количество можно было бы бесконечно продолжить) – очень яркая и характерная иллюстрация к проблеме происхождения семиотических фантомов как результат «бомбардировки массы знаками». Действительно, сюжет, когда человечество и окружающая нас действительность, вроде бы данная нам в ощущениях, – всего лишь артефакт деятельности гигантского метакомпьютера (Матрицы), уже стал культовым в массовой культуре. Свидетельство тому – феноменальный успех (и не столько даже коммерческий, сколько интеллектуальный) кибертриллера братьев Вачовски «Матрица»: «Matrix» (1999), «Matrix Reloaded» и «Matrix Revolutions» (2003). Первая «Матрица» стала первым же фильмом, чей тираж на DVD-носителях превысил миллион копий.
А еще эту картину уже окрестили «фильмом онтологических ужасов».
Вот и другой видный представитель киберпанка, футуролог Брюс Стерлинг, в своей книге «Будущее уже началось» («Tomorrow Now»; 2005 г.) называет интернет «столицей паники». «Но моральная паника, – пишет Стерлинг, – лишь вызывает духов цифровых неопознанных объектов – они не решат проблему» (выделено мною. – А.В.).
Однако по-настоящему принципиальной, онтологической проблемой в не такой уж и далекой перспективе может стать даже не попытка развести науку и мифологию по разным углам «ринга». Возможно, что никакого различения и не понадобится вовсе. Эти два способа структурирования реальности (реальностей?) вновь сойдутся в одной точке, но уже на новом витке цивилизационной спирали. Название этой точки-континуума – информация.
Сетевая коммуникационная матрица (прообраз которой – сегодняшний интернет) обеспечит практически неограниченное количество информационных источников. Информационная перистальтика сети и сегодня-то беспрецедентна: ежедневно в интернете появляется полтора миллиона новых страниц – около 20 в секунду! В итоге проблема выбора между мифом и наукой трансформируется в проблему выбора «всего лишь» между источниками информации.
Но никто еще не доказал, что в новой ситуации «мультиверса» (возникшего на месте привычного нам сегодня универсума) вообще возможен какой бы то ни был выбор. «Можно предвидеть наступление времени, когда только исключительные индивиды будут в состоянии соответствовать уровню информационного развития цивилизации, то есть быть воистину цивилизованными и воистину людьми. Потом отстанут и они, и цивилизация понесется вперед – уже не просто никем не управляемая, но и никем в целом не воспринимаемая, – как вихрь, проносящий мимо кучи пыли и какие-то непонятные обломки», – пророчествует философ Михаил Эпштейн.
Впрочем, кажется, это – начало нового мифа...