Рис. 1. Схема, иллюстрирующая смещение границ раздела теплых и холодных зон планеты под действием поперечного тока Земли.
Почти еженедельно на планете происходят аномальные погодные явления или глобальные энергетические события. В чем же причина происходящих с удивительной регулярностью катаклизмов?
Земля вращается вокруг Солнца по эллиптической орбите со скоростью 30 км/с, а Солнечная система движется в галактике по винтовой спирали со скоростью 250 км/с. В свою очередь, наша Галактика Млечный Путь как единое целое движется со скоростью 700 км/с. За год Земля вместе с Солнечной системой пролетает 7884 млрд. км. Солнечная система движется в галактике по замкнутой спирали, имеющей большой шаг, равный 200–220 млн. лет, и малый шаг, равный 26 тыс. лет (полуцикл – 13 тыс. лет). На рис. 2 дан малый виток спирали по отношению к главному потоку энергии.
Между Землей и космосом происходит обмен энергией: семь дней Земля получает энергию из космоса, а семь дней – отдает. Это так называемые погодные циклы. При этом Земля тормозится и ускоряется, что фиксируется экспериментально. При ускорении планеты образуются антициклоны, а при торможении – циклоны. Таким образом погодные циклы связаны с динамикой планеты. При переходных процессах в электрической машине планеты энергия, участвующая в образовании циклонов и антициклонов, равняется энергии нескольких атомных бомб.
Обмен энергией происходит там, где магма ближе всего подходит к коре Земли, в районах разломов земной коры. Дно озера Байкал касается магмы, и в пустыне Монголии близко расположен разлом, связанный с озером Байкал. В районе Исландии и в Индийском океане дно океана касается верхних слоев магмы. На планете есть предпочтительные районы, где происходит обмен энергией между Землей и космосом. В северном полушарии это пустынный район в Монголии, юго-восточнее Байкала, горы Средней Азии, Альпы и северная Атлантика в районе Гренландии.
Энергетические зоны планеты до середины прошлого столетия находились в Карибском море (Бермудский треугольник) и на Филиппинах, смещаясь по экватору на 180 градусов. Благодаря смещению поперечного тока планеты Земля за столетие, эти зоны передвинулись на запад и теперь находятся в юго-восточной части Тихого океана и в Индонезии (рис. 1). Дальнейшее смещение поперечного тока Земли приводит к смещению активных энергетических зон на запад вдоль разломов тектонических плит индо-австралийской, африканской и евроазиатской плитами.
Глобальные энергетические изменения на планете объясняются увеличением солнечной активности, торможением планеты за счет переходного процесса и смещением теплых и холодных зон планеты. Очередной переходный галактический цикл начался в начале XX века и продолжается уже 100 лет.
Первый, самый теплый период связан с глобальным потеплением и характеризуется изменением циркуляции океанических вод и атмосферы. По данным океанологов на Всемирном конгрессе 2002 г., за последние несколько лет энергия Гольфстрима снизилась на 20% и в дальнейшем будет изменяться на 3–4% в год. Через сто лет энергия Гольфстрима ослабнет, а еще через сто лет – течение начнет изменять свое направление на обратное.
Через 500 лет, при максимальном подъеме уровня океана на 25–30 м, море может затопить большую часть Западно-Сибирской низменности. Подтверждением этому могут служить солончаки, оставшиеся после отступления моря после последнего Всемирного потопа. Но подъем воды в океане до критической отметки произойдет в конце XXIV века. Далеко еще. Но уже сейчас необходимо прогнозировать создание транспортных связей между европейской частью России и Восточной Сибирью.
Но все это случится через 500–1000 лет, а нас больше интересует, что будет через 50 лет.
Конец XX века стал самым теплым за всю историю цивилизации. За последние 20 лет в среднем Земля нагрелась на 0,2 градуса. По расчетам американских ученых, вечные снега Килиманджаро, откуда берут начало великие реки Африки, также могут растаять в ближайшее время. Что будет тогда с фауной и населением Африки – никому не ясно. Такая же судьба ожидает великие реки Средней Азии – Аму-Дарью и Сыр-Дарью: ледники горных вершин Средней Азии сокращаются, вызывая сход селей. То же происходит на Кавказе.
Изменение движения тайфунов привело к засухам в Хабаровском крае и на Дальнем Востоке, а уменьшение объема осадков вызвало дефицит пресной воды в Приморье. Изменение циркуляции морских течений и смещение энергетических зон планеты привело к изменению циркуляции атмосферы, что, в свою очередь, изменило климат целых регионов планеты.
Возвращаясь к положению в России, следует отметить, что в Западной Сибири превалирующим фактором, влияющим на общую обстановку, будет глобальное потепление. Смещение теплых и холодных зон заметно будет сказываться на северо-востоке европейской части. Западная Сибирь в ближайшие 50 лет будет находиться в холодной зоне. На северо-восток Европы надвигается холодная зона, и к середине XXI века граница между теплой и холодной зонами будет проходить в районе Московской области.
В районе Воркуты уже отмечено наступление вечной мерзлоты на юг, а в Западной Сибири вечная мерзлота отступает на север. Если похолодание на северо-востоке Европы скажется на снижении средней годовой температуры к середине XXI века на 1–1,5 градуса, то потепление в Западной Сибири будет более значительным.
Таяние вечной мерзлоты потребует пересмотра надежности инженерных сооружений. Увеличение заболачиваемости осложнит сообщение между промыслами и населенными пунктами. Подъем уровня океана к середине века достигнет нескольких сантиметров, что дополнительно поднимет уровень грунтовых вод и осложнит обстановку.
Глобальное изменение климата – не временное явление, и это необходимо учитывать во всех планах развития страны и отдельных регионов. Необходимо составить местные карты затопления и подтопления территории за счет повышения уровня грунтовых вод, предусмотреть укрепление дорог, фундаментов зданий и объектов энергоснабжения, провести работы по мониторингу окружающей среды.
«Руководить – значит предвидеть». Принимать решения необходимо исходя из худших вариантов среди возможных. Глобальный переходный процесс связан с Вселенскими циклами, и последствия его неотвратимы, но современная наука – при координации усилий ученых различного профиля – может прогнозировать развитие событий.