Фрагмент пластины межпланетного зонда «Пионер» и знак «Микровенус» Джо Дэвиса.
Последние достижения в области био- и генно-инженерных технологий позволяют сделать вывод, что мы стоим не только на пороге новой физики информации, но и на пороге революции в области материалов, обеспечивающих саму техническую основу хранения и передачи данных. Сегодня уже стали привычными многочисленные сообщения СМИ о работах в сфере ДНК-кодирования. Подобное расширение возможностей информационного кода – неотъемлемая часть общего прогресса современных технологий. Оно всегда свидетельствовало и свидетельствует о наступлении очередной волны модернизации в обществе.
Все вышесказанное как нельзя лучше подходит к описанию деятельности американского поэта, художника и ученого Джо Дэвиса. Именно он в середине 80-х годов впервые осуществил проект ДНК-кодирования живого организма┘ Однако обо всем по порядку.
Работая по гранту художника при Массачусетском технологическом институте, Джо Дэвис занимался вопросами установления контакта с внеземными цивилизациями (а чем еще, собственно, может заниматься поэт и художник в МТИ?). Обратив внимание на то, что запущенные в 70-х годах межпланетные зонды НАСА «Пионер» и «Вояджер» с «визитными карточками» нашего биологического вида на борту несут «некорректные» изображения человека (у женской фигуры отсутствовали наружные половые признаки), Дэвис решил не вводить инопланетян в заблуждение и устранить сексистский произвол чиновников НАСА. Для этого был придуман один из самых «громких» проектов этого автора под красноречивым названием «Вагинальная поэтика», суть которого сводилась к осуществлению межзвездного послания посредством передачи вагинальных сокращений в космос (метафора женского «дыхания» Земли).
При помощи созданного в лаборатории приборостроения МТИ так называемого вагинального детектора – датчика, регистрирующего произвольные и непроизвольные вагинальные сокращения (приглашались балерины Бостонского национального балета), пробное сообщение было транслировано через миллионваттный Мильстонский радар МТИ, находящийся в обсерватории Хейстек. Принимавшие участие в проекте астрономы и астрофизики выбрали четыре ближайших звездных аналога Солнца, на которые можно было направить радарный сигнал (среди них – Эпсилон Эридана и Тау Кита). Однако накануне начала полной версии радиотрансляции руководитель проекта, полковник ВВС США (МТИ заключил контракт с ВВС), наложил запрет на проведение работ┘
Именно тогда Дэвис и задумался о возможностях бактериального носителя информации при осуществлении межзвездной коммуникации (см. подробнее http://ncca-kaliningrad.ru/biomediale). Уже через пару месяцев, работая совместно с группой биоинженеров МТИ, художник предпринял попытку структурного внедрения в клетку бактерии E.coli, являющейся постоянным обитателем кишечника человека и в то же время классическим экспериментальным объектом в области микробиологии. Его новый проект получил название «Микровенус». Он ставил своей целью «создание модельного бактериального носителя интеллектуальной информации человека».
Проект заключался в прямом введении в бактериальный геном знака «Микровенус» (наподобие наложенных друг на друга букв «Y» и «I») – древнегерманской руны, обозначавшей женскую природу Земли и одновременно графического изображения гениталий, которое до сих пор отсутствовало в посланиях внеземным цивилизациям (см. досье к статье).
Уж не знаю, были ли удовлетворены деятельностью художника братья по разуму (сестры, похоже, остались довольны), однако этот проект наводит меня на некоторые размышления.
Казалось бы, цифровой формат идеально подходит для того, чтобы представлять аналоговые процессы природы (оцифровать можно все). Однако на уровне идеи и модели своего проекта Дэвис со всей четкостью показал, что будущее объединение цифровых средств с «влажной» биологией живых систем позволит нам ставить новые задачи, трансформируя принцип отображения реальности в принцип создания новой реальности. Это, в свою очередь, значит, что мы стоим на пороге конструирования нового типа материальности, которую я бы определил через понятие материальной жизнеспособности.
И второе: в проекте Дэвиса в результате введения «текста» в организм бактерий все последующие поколения бактерий уже навсегда несли на себе след художественной работы, которая могла в корне изменить свойства этих организмов. Но это произошло бы только в том случае, если природа восприняла бы этот «текст», адаптировала (либо скорректировала) его и позволила бы ему существовать. Не знаю как для науки, а для искусства это была беспрецедентная на тот момент «интерактивность» – не только информация влияла на носитель и формировала его, но и носитель информации корректировал размещенную на нем информацию┘
Сегодня, спустя почти двадцать лет после пионерских проектов Дэвиса, работы по ДНК-кодированию стали уже настоящим мейнстримом – увы, такова традиционная участь любого Нового в историческом архиве. Мы уже давно живем в другой реальности и не удивляемся, встречая в заголовках газет «геномы», «протеомы», «стволовые клетки», «SNP», «микропорядки» и другие таинственные объекты из мира биотехнологий. Однако, принимая эти термины за научные, мы, кажется, не обратили внимание на то, что эту реальность выстроил для нас в своей отдельно взятой голове некий Поэт или Художник.
Из досье «НГ-науки»
Выбранный графический знак Дэвис закодировал с помощью аналога метода кодирования длин серий (run length encoding, RLE). Каждое из четырех оснований ДНК кодировало серию идущих подряд одинаковых символов. С, T, A и G означали серии длины 1, 2, 3 и 4. Появление в коде каждого из этих символов означало появление в исходной последовательности серии соответствующей длины, причем она состояла из единиц, если предыдущая была из нулей, и наоборот. Рунический знак был сначала изображен на растре размером 7 на 5 (один из так называемых «растров Цермело», ширина и высота которых – простые числа) и выглядел так: 10101; 01110; 00100; 00100; 00100; 00100.
Затем этот растр был преобразован в цепочку кодовых символов сканированием по строкам, начиная с левого верхнего угла. Результат имеет вид: «CCCCCCAACGCGCGCGCT» (серия из одной единицы (С), одного нуля (С), ┘ трех единиц (А), трех нулей (А), ┘ и, наконец, двух нулей (Т). В качестве «ключа» к коду была добавлена короткая последовательность «CTTAAAGGGG». Итоговая последовательность ДНК «Микровенус» выглядела следующим образом: «CTTAAAGGGGCCCCCCAACGCGCGCGCT». В результате в лаборатории Беркли штаммы бактерии E.coli были трансформированы рекомбинантными плазмидами, содержащими заданный синтетический фрагмент.
Автор выражает благодарность Джо Дэвису, любезно предоставившему право на публикацию изображений в России, а также Калининградскому филиалу ГЦСИ за информационную поддержку.