Папа Тутанхамона – великий реформатор Эхнатон. Ему тоже кто-то ноги переломал?
Каирский Египетский музей.
Тутанхамон, самый знаменитый из египетских фараонов, не был предательски убит, как считалось до сих пор, а умер своей смертью. Скорее всего он сломал ногу, а то и обе, потом началось заражение или еще какое-то осложнение, связанное с травмой, которое и привело его к смерти. Об этом заявил глава Высшего совета по древностям Египта Захи Хавас, который в январе вместе с группой исследователей и приглашенных экспертов провел рентгеновское и томографическое обследование мумии фараона на современном оборудовании, недавно подаренном Каирскому историческому музею.
Рентгеном Тутанхамона уже просвечивали – в 1968 и 1978 годах под руководством, кстати, все того же Захи Хаваса. Именно тогда и возникла версия об убийстве, потому что в черепе мумии нашли осколок кости.
Тутанхамон, двенадцатый фараон восемнадцатой династии, знаменит в первую очередь тем, что его гробницу каким-то чудом не разграбили, единственную из всех в Долине царей, и только во вторую – обстоятельствами, окружавшими его жизнь и смерть. Кто действительно заслуживает отдельной главы в истории Древнего Египта, так это его отец – Эхнатон. За двадцать лет своего правления он совершил небывалую по тем временам религиозную революцию, переведя страну от политеизма к монотеизму, но всему миру запомнился как муж прекраснейшей Нефертити.
Эта самая Нефертити была хороша всем – и внешностью, и умом, только вот мальчиков она рожать не умела, за что и была в конечном итоге сослана в один из захолустных дворцов. Ее место заняла Кия, второстепенная жена Эхнатона, которая не имела проблем с рождением наследников и которая стала матерью Тутанхамона. Тот занял место отца в восьмилетнем возрасте и ничем особенным себя не проявил. Полноватый полуюноша-полумальчик, он провел время своего царствования, предоставляя матери править вместо него и сосредоточившись на любимой жене и развлечениях. В семнадцать лет он неожиданно умер и был тайно захоронен в Долине царей. Смерть его поначалу скрывалась, усыпальница, скромная по размерам, была тщательно укрыта, это и спасло ее от будущих разграблений.
В убийстве историки подозревали некоего Хоремхеба, военачальника, который при дворе Тутанхамона играл роль серого кардинала, а после его смерти узурпировал фараонский титул. Захи Хавас снял с него подозрения. Январское, этого года, обследование показало, что осколок кости внутри черепа не мог иметь прижизненное происхождение, поскольку в таком случае он приклеился бы к бальзамирующей массе, чего не произошло. Объяснения только два. Первое – неаккуратно сработали бальзамировщики. Второе объяснение обвиняет в неаккуратности Говарда Картера, который в 1922 году нашел захоронение. У него тоже была возможность повредить мумию, когда он снимал с нее золотую маску. Словом, по голове его не били, это точно, об остальном можно только догадываться.
И на этом все. Точка. Точку поставил Захи Хавас. «Дело завершено, – сказал он. – Мы не должны более тревожить короля».
Завершено оно или нет – очень большой вопрос. Тут есть еще одна тайна, причем не древняя. Имеется в виду отношение самих египетских археологов к этому периоду их истории.
В 2001 году буквально в последний день кем-то очень и очень сверху было запрещено согласованное на всех уровнях вскрытие мумии Тутанхамона с целью генетического тестирования его тканей и сравнения их с тканями его дедушки, Аменхотепа Третьего. Тестирование должно было проводиться командой из египетских и японских исследователей и главной своей целью имело снять или подтвердить имеющиеся сомнения о принадлежности Тутанхамона к царской фамилии, а заодно и посмотреть, каких именно кровей были египетские фараоны, какие этнические группы в них намешаны и как у них обстояло дело насчет родственных связей. Это могло существенно перевернуть историю Древнего Египта.
Отказ в исследовании объяснялся тем, что у японских исследователей что-то там оказалось не в порядке с секретным допуском. Это было тем более странно, что тогдашний глава Высшего совета по древностям Габал аль Габал был активным сторонником ДНК-тестирования фараонских мумий.
Потом грянул скандал с находкой мумии Нефертити. Если читатель помнит, в прошлом году британские египтологи объявили, что нашли мумию Нефертити. Так это или не так, бог весть, но доводы, представленные учеными, выглядели весьма убедительно. Захи Хавас тут же обрушился на ученых с яростью просто неадекватной. Он обвинил британцев во лжи, в подлоге, нарушении правил научной этики и запретил им заниматься исследованиями в Египте. Научное сообщество недоверчиво пожало плечами и укоризненно покачало головой – вряд ли серьезные ученые так уж откровенно стали бы выставлять себя на посмешище, готовя легко раскрываемый подлог. Дело замяли.
И вот теперь Египет в лице Хаваса закрывает дело Тутанхамона. Для того, чтобы придать хотя бы тень убедительности своему решению, Хавас даже упоминает полузабытый миф о «проклятии фараонов», связанный с раскопками гробницы Тутанхамона – ну, о том, что все, имеющие отношение к ее вскрытию, погибли при загадочных обстоятельствах. Во-первых, не все, в частности сам Картер, который дожил до солидных лет, во-вторых, как показало специально проведенное исследование, средняя продолжительности жизни имеющих отношение к вскрытию гробницы оказалась такой же, как и тех, что и Египта в глаза не видели, не то что мумии фараона. По утверждению Хаваса, «проклятие фараонов» все время витало над его командой, правда, без особо трагических последствий – то налетел на Долину царей ужасный вихрь, когда они извлекали мумию для транспортировки ее в Каирский музей, то они чуть не попали в ДТП... А когда начали проводить томографическое обследование в самом музее, на целых два часа по необъяснимой причине завис компьютер, управляющий томографом.