Девушки «фульбе». Фрагмент наскального изображения (Плато Тассили, алжирская Сахара).
Фото из книги Анри Лотта «В поисках фресок Тассили». М., 1962 г.
Воссоздание ранних этапов этнической истории народов, их этногенеза – одна из самых сложных историко-этнологических проблем. Ведь первые страницы истории народов приходится вырывать у ушедших тысячелетий, оставивших науке по большей части совсем мало достоверных фактов, к тому же «зашифрованных» столь сложно, что «опознание» каждого из них становится предметом специальных исследований; письменные документы появляются сравнительно поздно, а у многих народов этот дописьменный период длился до совсем недавнего времени. Лишь умелое комплексное оперирование различными материалами и методами многих наук – археологии, этнологии, антропологии, лингвистики и других (в том числе весьма далеких от названных, например, геоморфологии, палеозоологии, климатологии) позволяет ученым добиваться успеха (чаще всего – весьма относительного).
И если бы потребовались доказательства только что сказанного, то трудно, пожалуй, найти пример более показательный, чем загадка происхождения народа фульбе, разгадать которую ученые многих стран пытаются уже два столетия.
«Белые вороны» черного континента
Их сегодня, видимо, более 20 миллионов человек (точных данных нет). Живут они в основном в Западной Африке – едва ли не во всех странах, но больше всего в Северной Нигерии, Гвинее, Сенегале, Камеруне; отдельные группы имеются и в центральной части, и на востоке континента (в Судане). Это дисперсно расселенный народ, не имеющий единого центра. Само их название (мн. ч. фул`-бе, ед. ч. – пул-о) означает на их языке «рассеянные, распыленные» (во всяком случае, так считали известные французские африканисты А.Гаден и М.Делафосс). Преобладающая часть фульбе – мусульмане (очень ревностные); лишь некоторые кочевые группы сохраняют доисламские верования.
Все народы, среди которых они живут, – оседлые земледельцы; традиционное, исконное занятие фульбе – кочевое или отгонное скотоводство (разводят коров, овец, коз). Все окружающие их народы относятся к негроидной расе; у фульбе – узкое овальное лицо без прогнатизма, тонкие губы, прямой или слегка изогнутый тонкий нос, большие глаза, длинные волнистые волосы, желтый с красноватым оттенком цвет кожи, стройное сухощавое тело – типичные черты эфиопской расы. Впрочем, такой – «истинный» – тип фульбе в наше время можно увидеть редко: многовековое смешение с негрскими народами не могло не сказаться. Тем не менее мужчины и женщины фульбе, отвечающие нарисованному выше антропологическому портрету, и сегодня встречаются в аристократических кланах и среди фульбе – бороро (кочевников), значительно меньше метисированных.
Как бы то ни было, своеобразие физического типа, пастушеский быт фульбе – все это и путешественников, и исследователей наводило на мысль, что народ этот – пришлый в Западной Африке.
Откуда только не «выводили» фульбе, с кем только не «роднили»!.. Их объявляли потомками древних египтян, древних израильтян, «родственниками» цыган, басков, персов, вьетнамцев, полинезийцев, упоминаемого в Библии народа фут (фул), пришедших из Азии «светлокожих хамитов». Некоторые авторы говорят о берберском или арабо-берберском происхождении фульбе. Упомянутые предположения либо случайны, либо попросту фантастичны.
Большинство серьезных специалистов считали фульбе выходцами из Северо-Восточной Африки. Но их аргументация при внимательном рассмотрении оказывается далеко не безупречной.
Гипотез много, сколько-нибудь удовлетворительного решения проблемы нет.
В поисках прародины
Этнографическая литература о фульбе обильна и разнообразна, но в реконструкции ранних этапов формирования этого народа она мало может помочь. Из множества этнографических источников и материалов остановлюсь на этногонических (о происхождении) легендах этого народа. Все они помещают прародину фульбе где-то на «востоке» или «северо-востоке», где фульбе с очень давних времен разводили коров и быков, счастливым обладателем которых стал когда-то их легендарный предок Фу.
Легенды подчеркивают также, что фульбе – «белокожие» (или «краснокожие») люди в отличие от чернокожих народов Тропической Африки. Многие легенды составлены во второй половине прошлого тысячелетия, когда среди фульбе распространилась новая религия (ислам), принесенная в Африку арабами. Этим объясняется их содержание: они представляют фульбе потомками пророка Мохаммеда или его сподвижников, пришедшими в Африку, чтобы обратить в истинную веру язычников-негров. Другие легенды говорят о еврейском происхождении фульбе, указывая в качестве их предков различных библейских персонажей. Очевидна «политическая» подоплека подобных легенд; их главный мотив – «возвысить» фульбе над теми народами, среди которых они, пришельцы, оказались в ходе истории.
Есть ли «рациональное зерно» в той информации, которая содержится в этих легендах? Это проблема. Скажем, библейские мотивы могли попасть в фольклор фульбе достаточно поздно. Что касается «указаний» на «восток» или «северо-восток», то, как точно отметил английский историк и писатель Б.Дэвидсон, «┘в Западной Африке нет ни одного известного нам народа, который бы не сложил легенду о своем восточном или северном происхождении».
Что говорит антропология? Исследователи считают, что расовый тип фульбе сформировался очень давно. Во всяком случае, некоторые черепа и костяки («возраст» их 4–6 тысяч лет) из неолитических стоянок у южной границы Сахары, как и наскальные «портреты» соответствующего времени, имеют явно «фульбоидные» черты.
Французский антрополог Ж.Лески в начале 1950-х годов провела сравнительное биохимическое обследование представителей разных расовых групп. Оно дало очень любопытные результаты. В организме негроидов (волофы, сереры, бамбара) хлора и натрия содержится меньше, а калия и меди больше, чем в организме европеоидов (французы). Разница в содержании этих элементов определяет интенсивность пигментации; количество же соответствующих веществ зависит от функционирования надпочечников. Для нас особо интересен тот факт, что по содержанию указанных элементов фульбе заметно ближе к европеоидам, чем к негроидам. Это можно рассматривать как одно из доказательств их генетической связи с европеоидной расой.
Что же касается выводов тех ученых, которые однозначно и безоговорочно относят фульбе к эфиопской расе, то они, думается, неоправданно прямолинейны и несколько поспешны. Анализ целого ряда антропологических характеристик фульбе и тех народов Эфиопии и соседних с ней областей, с которыми их сопоставляют, показывает немалые различия между ними.
За помощью – к лингвистам
Язык фульбе изучен сравнительно неплохо – и грамматическая структура, и словарь. Предметом острых дискуссий стал вопрос о месте языка фульбе в лингвистической классификации. Языковая близость часто является свидетельством родства соответствующих народов, общности их происхождения. Исследования установили довольно тесную связь языка фульбе с языками ряда народов Сенегала (в частности, с языком сереров).
Как объяснить близость языков столь разных народов – сереров, негроидов, древних жителей Западной Африки, и фульбе, явных пришельцев? Видный исследователь языка фульбе А.Лабурэ полагает, что они «заимствовали» свой нынешний язык у сереров.
Примеров потери своего языка целыми народами в истории множество; однако для этого должны быть весьма существенные причины. По численности фульбе намного превосходят сереров; о политическом господстве небольшого земледельческого племени над кочевниками фульбе нам ничего не известно; да и трудно представить такую ситуацию в принципе (кочевники легки на подъем: не сложились отношения с соседями – ушли в другие места). Что же могло заставить фульбе перейти на язык сереров? Приходится констатировать: серьезных аргументов в пользу этой гипотезы не приведено.
Ценные соображения по этой проблеме высказаны известным американским лингвистом Дж. Гринбергом. Он весьма убедительно обосновал наличие генетических связей между языками сереров и фульбе.
Работы зарубежных и российских языковедов показали, что существуют связи между языками народов Африки, живущих в различных ее регионах, удаленных друг от друга иногда на многие тысячи километров.
С большой долей уверенности можно говорить, что искать объяснение этому следует в Сахаре, которая была общей колыбелью очень многих народов Африки, их культур, их языков.
Данные, представленные археологией, биологией, климатологией, палеозоологией и другими науками, неопровержимо свидетельствуют, что на протяжении многих тысячелетий климат Сахары благоприятствовал жизни – растений, животных, человека. Русла исчезнувших рек, остатки каменной индустрии, петроглифы и фрески – порой удивительно прекрасные творения рук человеческих; изображения и окаменевшие остатки таких животных, как слон, носорог, гиппопотам, жираф (а кое-где до сих пор сохранились крокодилы, сомы, страусы, антилопы); остатки хвойного леса – все это говорит о том, что отнюдь не всегда Сахара была безжизненной пустыней. Находки неолитических стоянок вдали от современных источников воды говорят об относительно влажном климате Сахары еще в IV–III тыс. до н.э. Резкое усиление засушливости наступило в конце II тыс. до н.э.; с тех пор оно быстро прогрессировало. Во времена Геродота Ливия была уже безводной страной. Плиний, Страбон и другие древние авторы писали о Сахаре как о страшной пустыне.
Люди жили здесь с древнейших времен: многочисленные находки каменных орудий датируются ранним палеолитом. В эпоху неолита (то есть с VI тыс. до н.э.) почти вся Сахара была заселена. Здесь проживали племена, относившиеся и к европеоидной, и к негроидной, и к эфиопской расам.
Конечно, и археологически и палеоантропологически Сахара и соседние с ней регионы изучены пока что явно недостаточно. Но имеющийся материал позволяет предположить, что именно на этой территории скорее всего могли проходить в неолитическое время процессы взаимодействия племен из различных расовых групп, которым способствовали миграции, столь характерные для первобытного общества с его экстенсивным хозяйством (охота, собирательство, примитивное земледелие, кочевое скотоводство). Современная антропологическая карта Африки дает нам немало примеров смешанных в расовом отношении этносов. Так, характерные черты эфиопского типа отмечаются у народов нильской зоны, Северной Африки, Сахары и Судана, в основе своей европеоидов или негроидов.
Думается, что именно к этой группе смешанных расовых типов можно отнести фульбе, в основе своей европеоидов со значительной эфиопской примесью, приобретших за тысячелетия совместного проживания с негрскими народами некоторые негроидные черты. Здесь, в Сахаре, складывались основы культурного и языкового родства между очень многими народами континента, различные проявления которого, иногда поражающие нас, наблюдаем мы сегодня.
Ухудшение климатических условий в Сахаре привело к значительным изменениям в характере и направлении миграций. И земледельческие, и скотоводческие племена отходили в области, богатые водой: на север – к Средиземному морю, на восток и на юго-восток – к Нилу, на юг – к озеру Чад и к другим водным источникам (ныне не существующим). Но западные регионы Сахары еще долго предоставляли людям вполне приемлемые условия для жизни (нарастание засушливости в неолитическую эпоху шло с востока на запад). Раньше других ушли во влажные области Западной Африки земледельческие негрские племена; скотоводы же еще долго кочевали в сахарских степях и полусаваннах.
Какое место в миграциях сахарских племен принадлежало «прафулаязычным» племенам? По мнению известного французского археолога А.Лота, скотоводы – «предки фульбе» – появляются в Центральной Сахаре в середине IV тыс. до н.э. Вот его аргументы. Среди изображенных на фресках пастухов преобладает эфиопский тип; сцены танцев посреди стад, культ быка напоминают соответствующие обычаи современных пастухов фульбе. Быки в наскальных росписях относятся к тем породам, которые и сегодня можно встретить в стадах фульбе. Лот говорит также о совпадении таких этнографических деталей, как формы лука, жилища (полусферические хижины), покрой одежды (окутывающее платье у женщин, короткая туника у мужчин), прически и головные уборы, напоминающие прически и уборы современных женщин фульбе.
О малодоказательности подобных аргументов говорил в свое время видный российский африканист Д.А. Ольдерогге. Действительно, трудно допустить, чтобы женская прическа не изменилась за 4–5 тысячелетий!.. Наблюдения о породах скота свидетельствуют лишь о том, что фульбе – типично африканские скотоводы. Другие сопоставления – примеры сходных явлений, развившихся у разных народов независимо друг от друга. Например, жилища полусферической формы можно встретить у многих народов Африки.
Более-менее достоверная история фульбе известна лишь с конца I тыс. н.э. Они кочевали со своими стадами в предгорьях Атласа и в западных областях Сахеля (зона полупустынь и опустыненных саванн). Их передвижение в Южную Мавританию – Сенегал было вызвано, видимо, миграцией к югу арабских и берберских племен, перешедших к верблюдоводству. Именно отсюда началось в последующие столетия их «обратное» движение (с запада на восток), расселение по территории Западного Судана, в разных областях которого постепенно складываются их государства. В XVIII–XIX вв. исламизированные фульбе – один из наиболее активных и могущественных народов этого громадного региона.
* * *
Что же мы имеем, как говорится, «в сухом остатке»? Даже схематичную картину ранней этнокультурной истории фульбе можно рисовать сегодня очень гипотетично. Мы не можем хотя бы приблизительно назвать их «прародину»; указать время и маршрут их движения на запад материка; дать удовлетворительное объяснение их языкового родства с негроидными народами.
Однако у нас есть все основания отрицать любое неафриканское происхождение фульбского этноса. Его формирование проходило в течение тысячелетий на громадных пространствах Сахары и Судана в условиях тесных контактов и взаимовлияния племен, представлявших различные культурные, языковые, расовые типы.
Но, в общем, «загадка» фульбе так и остается пока загадкой. Нужны новые исследования, новые факты (и новый взгляд на уже имеющиеся), новые интересные гипотезы.