Джордж Буш, с большим энтузиазмом относящийся к завоеванию Луны, все же намерен довести строительство МКС до «планируемого состояния».
Фото NASA
Создается впечатление, что орбитальные полеты вокруг Земли с людьми на борту надолго, если не навсегда, прекратятся. Наша станция «Мир», как помнят старожилы, была благополучно спущена в океан, теперь и насчет МКС тоже возникают если не подозрения, то, во всяком случае, весьма обоснованные сомнения в ее дальнейшем эффективном использовании.
Тут, правда, есть много «про» и «контра». Сьюзен Эйзенхауэр и Роальд Сагдеев, посетив в прошлом месяце Москву по поводу выхода в свет их книги «Партнерство в космосе», убеждали своих российских коллег по космическому строительству, что американцы очень высоко ценят сотрудничество с Россией в программах МКС, считают, что без России международной станции вообще бы не было, называют нас «надежнейшим партнером», очень рассчитывают на наше дальнейшее участие в работах на МКС и прочих, уже чисто национальных программах НАСА (американское аэрокосмическое агентство), – таких, как лунная или марсианская. Одновременно и нам без партнерства с Америкой тоже никак не обойтись. Это – мнение специалистов НАСА, с которыми г-жа Эйзенхауэр провела, по ее словам на пресс-конференции в Институте космических исследований (ИКИ), множество интервью.
Правда, насчет дальнейших перспектив развития МКС оптимизм был более чем умеренным. МКС вообще никогда особенно не интересовала американские власти. По словам Роальда Сагдеева, многие считают, что эта программа была запущена в свое время по инициативе Клинтона и Гора с целями чисто политическими – вовлечь Россию в проект, дав тем самым толчок ракетно-космической конверсии в России. Сейчас, после трагедии с шаттлом «Колумбия», противники станции призывают к пересмотру программы МКС, вплоть до ее полного замораживания.
Последнее, правда, маловероятно – на полигоне мыса Канаверал скопилось большое количество оборудования для МКС, изготовленного в Европе и Японии, поэтому односторонний выход США из программы привел бы к большим политическим неприятностям. К тому же и Буш, с большим энтузиазмом относящийся к завоеванию Луны, все же намерен довести строительство МКС до «планируемого состояния», потому что станция может оказаться полезной для лунной программы. Так что, хотя МКС сегодня и не заморожена, вопрос о ее дальнейшей судьбе находится, по словам директора ИКИ Льва Зеленого, в замороженном состоянии.
«На мой взгляд, оптимизм в отношении перспектив российско-американского сотрудничества, высказанный на пресс-конференции, несколько преувеличен, – заявил Лев Зеленый корреспонденту «НГ». – Надежды на это сотрудничество я бы определил труднопереводимым английским термином «wishful thinking» (что-то вроде «благих намерений» или, точнее, «благих ожиданий». – В.П.). Я был на нескольких последних встречах со специалистами НАСА, и с каждым разом оптимизма в этом отношении становится все меньше. МКС американцы считают отыгранной картой. Что же до остальных проектов – лунного и марсианского, – то, хотя эти программы и открыты для сотрудничества, они даже в лучшем случае мало что нам дадут. Помимо всего прочего этому препятствует американский подход – мы делаем основное, остальные на подхвате, для дозаполнения оставшихся ниш. Их можно понять – как минимум 75 процентов мирового космического бюджета принадлежат США».
Так что вектор международного сотрудничества в космосе для России все больше смещается в сторону Европы и Китая. Как утверждает Лев Зеленый, особенно в сторону Китая. Он с воодушевлением рассказывает о своих визитах на китайский космический полигон, о китайских космических планах и о том, какие интересный у нас с Китаем на этом поле завязываются отношения.
«Китайская космическая программа, – говорит он, – заслуживает отдельного разговора. Денег они не считают, причем каждый шаг у них – это шаг в освоении новых рубежей. Сейчас обсуждается несколько совместных китайско-российских проектов, китайцы очень заинтересованы в сотрудничестве с Россией, на этом этапе мы им интересны, потому что им есть чему у нас поучиться. Но Китай – самодостаточная страна, и лет через 10–15 они уже сами всему научатся».Словом, сотрудничество сотрудничеством, но для России это путь, ведущий к уходу из космоса. Если мы не хотим терять своих космических позиций и дальше, нам нужны собственные программы. Пока есть только одна, старинная, связанная с полетом на спутник Марса – Фобос. Многие годы она из-за отсутствия средств и политической воли тоже находилась в замороженном состоянии. Сейчас, по словам Зеленого, этот проект начал потихонечку размораживаться и появились реальные надежды на его осуществление.
Остается только надеяться, что это не очередной wishful thinking.