Говорить о некоей общей пропорции легального/нелегального ПО в России нельзя, так как эта цифра зависит от политики и отношения правообладателя.
Фото PetraSoft
Международный союз по защите интеллектуальной собственности (IIPA) оценивает суммарные потери от российского пиратского производства наукоемкой продукции, программного обеспечения в частности, за 2003 г. минимум в 720 млн. долл., а уровень пиратства в стране – до 80%. Союз требует ужесточения санкций к России; в частности, правительству США предлагается лишить нашу страну права на беспошлинный ввоз в США ряда товаров и продолжать блокировать вступление России в ВТО.
Однако впечатляющая сумма ущерба американских правообладателей вызывает недоверие. К примеру, предполагаемое число «пиратских» игр в основном выводится методом умножения числа проданных компьютеров на предполагаемое число установленных игр. Аналогично с контрафактными видеодисками – число единиц видеотехники умножается на то количество американских фильмов, которое российская семья обязана просмотреть. По мнению американских аналитиков, разумеется. Но какие расчеты и выкладки можно предложить в качестве контраргумента? Сегодня – никаких.
В ежегодно публикуемом в США Докладе содержится список рекомендаций (фактически требований) к правительству России. На первом месте – требование немедленного инспектирования и отзыва лицензий предприятий, производящих оптические диски. Результат следования таким требованиям известен на примере Болгарии и Украины: практически полный разгром отрасли промышленности, расчистка очередного рынка для западных производителей оптических носителей информации.
Так ли необходимо повторять чужие ошибки? Опыт формирования легального рынка в России есть, есть и пути решения проблемы.
Первое – совершенствование законодательных норм, обеспечивающих защиту интеллектуальной собственности и их строгое применение. Второе – доступность лицензионного продукта, гибкая ценовая политика правообладателей. Например, российские разработчики компьютерных игр продают свою продукцию ненамного дороже пиратских дисков, и это результативно. Третье – давно пора навести порядок в собственном хозяйстве. В отсутствие мониторинга рынка задача борьбы с пиратством – это лечение без диагноза.
Серьезная попытка получить объективную картину – инициатива некоммерческого партнерства «Диск-Альянс» по созданию экспертной группы для подготовки проведения исследования российского рынка оптических носителей информации. В группу вошли представители МВД России, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Министерства экономического развития и торговли РФ и многих других организаций.
«Ситуация с пиратством не катастрофична, хотя ущерб, безусловно, велик, – считает Анна Лавринова, заместитель директора некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов. – По цифрам в денежном исчислении считать сложно, но пропорция легальной и пиратской продукции явно не 10/90%. На наш взгляд, очень важно отношение правообладателя к своей продукции. Когда компания защищает свою продукцию и активно борется с выпуском пиратских копий, ситуация улучшается. С принципом подсчета количества пиратских фильмов по числу телевизоров, а нелегальных копий программ по числу компьютеров согласиться трудно».
А вот противоположное мнение. Константин Земченков, директор Российской антипиратской организации: «Ситуация резко ухудшилась с вытеснением с рынка VHS-кассет и повсеместным переходом на DVD-диски. По нашим оценкам, доля нелегальных копий американских фильмов на российском рынке составляет 90%, отечественных фильмов – порядка 85%. До перехода на DVD-диски доля нелегальных видеокассет составляла порядка 75%. Данные Международного союза по защите интеллектуальной собственности о финансовых потерях американских правообладателей близки к реальным. Мы оцениваем их потери на российском рынке в 350 миллионов долларов на видеопродукции, 300 миллионов на аудиопродукции и более 200 миллионов на нелегальных копиях программного обеспечения. Что касается методики подсчета по количеству DVD-проигрывателей и семей, то похожими методиками пользуется большинство организаций».
Петр Поройков, директор некоммерческого партнерства производителей оптических носителей «Диск-Альянс»: «Никто до сих пор толком не смог оценить количественные и качественные показатели российского рынка оптических носителей. Приводимые данные и сделанные заявления сильно разнятся как по цифрам, так и по сути сделанных выводов. Можно предположить, что ситуация каждый раз трактуется в соответствии с сиюминутными потребностями и целями той или иной организации. Партнерство «Диск-Альянс» поставило перед собой задачу провести качественное исследование рынка. Для оценки нынешней ситуации и перспектив развития нам нужна полная и объективная картина, нужны верные цифры. И эту задачу поможет решить Экспертная группа, для участия в которой мы пригласили представителей практически всех заинтересованных организаций и ведомств».