– Леонид Васильевич, некоторые ученые утверждают, что жизнь на Земле возникла вследствие влияния со стороны высокоразвитых цивилизаций. Что вы думаете по этому поводу?
– Загадка происхождения жизни до сих пор не решена наукой. Вероятность самопроизвольного возникновения живого из косной материи ничтожно мала. Поэтому еще сто лет назад шведский ученый Сванте Аррениус предположил, что зародыши живого были миллиарды лет назад занесены на Землю вместе с метеоритным веществом. Эта гипотеза пользуется популярностью и в наше время.
Но можно высказать и более смелое предположение: эти зародыши попали на первоначально безжизненную Землю не с метеоритами, а на борту космических зондов, которые были направлены на нашу планету одной из высокоразвитых космических цивилизаций. Однако подтвердить эту гипотезу пока невозможно: подобные цивилизации до сих пор не обнаружены.
– Допустим, высокоразвитые цивилизации все же существуют. Когда-то они «забросили» жизнь на Землю, а теперь наблюдают за нами. Не захотят ли они опять вмешаться в историю нашей планеты, если им что-то не понравится?
– Существует международная программа SETI – поиск внеземного разума. Исследования по этой программе, проводившиеся в разных странах уже около полувека, не дали никаких результатов. Космос хранит молчание. Наши инопланетные братья по разуму упорно не реагируют на наши послания.
– Почему, как вы считаете?
– Член-корреспондент РАН Иосиф Шкловский полагал, что ответ тут однозначен: потому что их не существует. Мы практически одиноки во Вселенной. Жизнь – уникальное явление, присущее только Голубой планете. С ним не соглашался академик Троицкий, который посвятил полжизни поиску внеземных цивилизаций. Братьев по разуму он не нашел, однако до последних дней считал, что поиск необходимо продолжить. Вероятно, причина их молчания в несовершенстве наших приборов связи.
Представьте себе, что мы наблюдаем за племенем первобытных людоедов, недоумевая, почему они не используют электрические плиты вместо открытого огня. Так и человечество, которому не терпится услышать сигналы из космоса, не может допустить мысли, что просто технически не готово их принимать. Или еще вариант: они не хотят вступать с нами в контакт, потому что мы к нему не готовы или им это неинтересно, как нам было бы скучно обмениваться односложными репликами с неандертальцами. Мы не знаем, какие загадки скрывает космос. Безусловно одно: впереди нас ждет много интересного.
– По каким сценариям, на ваш взгляд, может развиваться жизнь на Земле?
– Есть сценарий катастрофический: люди могут настолько загрязнить окружающую среду промышленными и бытовыми отходами, что на Земле для них самих уже не останется места. Допустить такое развитие событий, конечно, нельзя. Или такой сценарий, лишь немногим лучше: ресурсов на все человечество не хватает, и хорошо жить может только «золотой миллиард». Остальные обречены прозябать в нищете. И тогда кто-то из отчаявшихся начинает заниматься наркоторговлей, терроризмом, создавать тоталитарные секты┘ Есть и более привлекательный сценарий: нужны новые технологии, которые помогут решить все наши проблемы. Такие перспективные технологии есть и у нас, в России, только используются они пока совершенно недостаточно. Естественно, для того чтобы они заработали на благо страны, нужны инвестиции.
– В одной из своих книг вы пишете, что, быть может, существует межзвездный Интеллект, или космический Разум. Может ли он выполнять те же функции, что и Бог для верующих людей?
– Основоположник космонавтики Константин Циолковский был убежден, что такой Разум существует. Он называл его Причиной космоса и полагал, что это – межзвездный союз высокоразвитых цивилизаций. Он думал, что и земная цивилизация в будущем станет членом этого союза. Но считать его равным Богу нельзя: как пишут авторитетные философы и богословы, Бог – это верховное личное существо, отличное от мира и являющееся его Творцом. Однако и в том и в другом случае речь идет о вере, разных формах религии, а не о научных фактах. Доказательств существования космического Разума, как и Творца, нет. Верующим людям этого и не надо.
– Если верить в существование космического Разума, может ли он помочь человеку справиться с его бедами? И если да, то каков может быть механизм такого контакта?
– Единственное средство для установления такого контакта – радиосвязь, которую все эти годы использовали в программе SETI, не годится: гипотетические братья по разуму находятся так далеко, что ответа от них, если бы они надумали его дать, пришлось бы ждать тысячи лет. Кому нужен такой диалог? Сейчас появились новые способы связи: торсионные технологии, так называемая квантовая телепортация, о возможностях которой 80 лет назад рассуждал еще Эйнштейн. Подобные технологии, известные нам по фантастическим фильмам, позволяют установить практически мгновенный контакт на межзвездных расстояниях. Расход энергии, который потребуется для торсионной связи, будет очень невелик. Такие исследования ведутся и в нашей стране. Успешные торсионные генераторы и приемники прошли первые испытания в земных условиях.
– В своих книгах вы утверждаете, что полтергейст – это реальный факт...
– Полтергейст, ясновидение, экстрасенсорика, парапсихология, телепатия – все эти явления экспериментально подтверждены рядом авторитетных ученых: Р.Джаном из Гарвардского университета, С.Грофом из Принстона, профессором Дульневым из Санкт-Петербурга и, наконец, блестящим российским нейрофизиологом, академиком Натальей Бехтеревой. Их исследования не дают никаких оснований сомневаться: все эти феномены действительно существуют. Но вот как их объяснить?
Я считаю, что все они имеют одну физическую природу. Их объяснение надо искать в учении о квантовом вакууме – мэоне. Это короткое слово, придуманное еще древнегреческими философами, точнее всего можно перевести как «отсутствие бытия, Ничто, потенциально насыщенное всем». Наши далекие предки полагали, что окружающий нас вакуум – не просто пустота, а бесконечно насыщенная субстанция.
– Чем же она насыщена?
– Можно предположить, что мэон – это космический банк информации, построенный по голографическому принципу, гигантский «склад» смыслов, находящийся вне времени и пространства. Там нет прошлого или будущего, секунды или вечности. Там все едино. Если продолжить цепочку образов, это – гигантская информационная паутина Вселенной, куда более изощренная и сложная, чем земной интернет. Верующие люди сказали бы: человек, созданный по образу и подобию Бога, пытается и здесь подражать Творцу, сам не сознавая, что все уже создано до него, только лучше и совершеннее.
– Но интернет предполагает возможность получения информации, обмена ею, переписки.
– Точно та же возможность скрыта в мэоне. Только интернетом мы пользуемся сознательно, а некоторые даже умело и профессионально, здесь же – лишь интуитивно, робкими, неуверенными движениями, методом «тыка». Именно так можно объяснить поэтические озарения и научные открытия, явившиеся во сне или, словно удар молнии, ниспосланные «свыше». Яркая, внезапная вспышка нового знания, поступившего как бы ниоткуда, – это то, что мы называем интуицией. А прорицание, ясновидение, телепатия, знаменитые «вещие сны» – что это, как не поток информации, открывшийся из иного, «космического» мира?
Некоторым от природы дана способность «видеть», чувствовать то, что записано на матрицу «памяти Вселенной», другим – и таких большинство – эта возможность представляется лишь в экстремальной ситуации┘ Спонтанными выбросами энергии из мэона я объясняю и полтергейст, и шаровую молнию, и некоторые другие «чудеса». Разумеется, это гипотеза, однако без гипотез нет науки.
– Получается, чудес не бывает? Не станет ли человек будущего все знающим, все постигшим полуроботом?
– В романе братьев Стругацких «Волны гасят ветер» обсуждается как раз эта проблема. На Земле возникает новая раса сверхсуществ – людэнов, лишенных всех человеческих слабостей и чувств и поэтому неспособных понять людей. Главный герой романа, пытающийся найти с ними общий язык, понимает, что обречен на вечное одиночество или гибель. Это, конечно, страшно. Но, я думаю, такое будущее нам не грозит. Человеком движут две вещи: стремление постичь тайны мироздания и жажда чуда. Первое обеспечивает его интеллектуальный рост, второе – духовный. Эти два качества дают мне уверенность в том, что чудес на долю человечества хватит. Уже несколько тысяч лет мы взираем на звездное небо, и изобретение телескопов не убавило нашего изумления и восторга.