С конца 1970-х гг. в Израиль прибывало ежегодно от нескольких сотен до нескольких тысяч эфиопских евреев. Эфиопская девочка-еврейка с номером на лбу, чтобы не потеряться во время алии.
Фото из книги «Евреи в двадцатом столетии. Иллюстрированная истор
Многие, думаю, знакомы с библейским понятием «12 колен Израилевых»: это – названные именами праотца Иакова племена его потомков, составившие, по еврейской традиции, древнеизраильский народ. После долгих и многотрудных исторических перипетий ими было создано в Земле обетованной государство, где каждое колено получило свой удел. После смерти в 928 г. до н.э. царя Соломона единое древнеизраильское царство распалось на два царства: Иудею на юге (земли колен Иуды, или Иехуды, и Биньямина) и Израиль на севере (территория проживания остальных колен). Через два столетия, в 732–722 гг. до н.э., Израильское царство было захвачено могущественной Ассирией; большая часть его населения была уведена в плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы. Так началась первая еврейская диаспора. Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали.
═
Эфиопские евреи
═
Тем не менее в исторической памяти еврейского народа исчезнувшие колена продолжали существовать. Об этом свидетельствуют пророческие и исторические книги иудейской Торы (христианского Ветхого Завета), книги Нового Завета, апокрифическая литература. Евреи верили, что в назначенный Всевышним час их сородичи из исчезнувших 10 колен возвратятся на свою родину. Знаменательно, что когда евреи Иудеи возвратились из вавилонского плена и, восстановив разрушенный в 586 г. до н.э. Иерусалимский храм, освящали его (515 г. до н.э.), было совершено 12 жертвоприношений – как если бы в этом торжественном, чрезвычайно важном для народа действе принимали участие все 12 колен. В их реальном бытии не сомневались многие авторы (от Иосифа Флавия, еврейского историка, жившего в I в. н.э., до ученых XIX–XX вв.).
С исчезнувшими коленами связывали происхождение многих народов. Не буду сейчас касаться фантастических «теорий», давно отвергнутых наукой. Однако в современном мире есть этнические группы, родство которых (преемственная связь) с древнееврейским народом практически недоказуемо, но сами они в этом нисколько не сомневаются. Есть гипотезы, которые, при всей их сюрреалистичности, всерьез обсуждаются и в наши дни.
Кто такие эфиопские евреи? Еще совсем недавно они проживали в основном в северной и северо-западной Эфиопии. Говорили в большинстве своем на разных диалектах соседних народов агау, а также тигре и тиграй; как правило, знают и официальный язык страны – амхарский. Антропологически они также не отличаются от других эфиопских народов.
Но их самоназвание – бета Исраэль (дом Израиля, ивр.); народы, рядом с которыми они жили, называли их фалаша (пришельцы, выходцы, на древнеэфиопском языке геэз).
Одна из легенд рассказывает, что сын царя Соломона и царицы Савской, когда вырос, приехал к отцу в Иерусалим, откуда вернулся на свою родину с большой свитой из знатных израильтян, часть которых осталась в стране Саба (она находилась на юге Аравийского п-ова); так образовалась там еврейская община, которая позднее переселилась в Эфиопию. Эта легенда всячески поддерживалась правящей династией властителей (императоров, негусов) Эфиопии, которая именовала себя Соломоновой династией (1270–1974).
Согласно одной из более-менее научных версий, этнически фалаша – это агау, которые заимствовали иудаизм от евреев из Аравии, возможно – из Египта, эпизодически появлявшихся в Северной Эфиопии и оседавших в здешних местах. Имеются и другие гипотезы, другие подходы к этой проблеме.
Одно из первых упоминаний об эфиопских евреях – у еврейского автора IX в. Элдада Гадани. Известный еврейский путешественник Биньямин (Вениамин) из Туделы (XII в.) писал о «независимых евреях на укрепленных эфиопских землях». В XV – XVII вв. о евреях Абиссинии (Эфиопии) упоминали в связи с сообщениями о легендарном «царстве священника Иоанна» и исчезнувших десяти коленах.
В Европе о фалаша стало более-менее известно после выхода в свет (1790 г., Эдинбург) пятитомного описания путешествия англичанина Якова Брусса, который 6 лет (1768–1774) провел в Абиссинии.
В 1867–1868 гг. находился в Эфиопии и собирал подробные сведения и разнообразные материалы об этой еврейской группе видный французский семитолог и путешественник Иосиф Галеви. Он пришел к твердому убеждению, что фалаша составляют часть мирового еврейства. Его ученик ориенталист Яков Файтлович совершил два путешествия в Эфиопию (в 1904–1905 и 1908–1909 гг.), целью которых было подробное изучение этой группы. По его оценке, к началу XX в. в стране проживало около 50 тыс. фалаша-иудаистов.
Активная деятельность Файтловича в интересах фалаша (создание школ в их деревнях, интерната для детей и подростков в Аддис-Абебе, организация обучения молодых бета Исраэль за рубежом), а затем и появившиеся в разных странах (США, Италия, Германия) комитеты содействия эфиопским евреям вывела эту общность из многовековой изоляции. Бета Исраэль – во всяком случае, какая-то часть их, молодежь по преимуществу, – узнали о мире, о еврейских общинах в других странах, а те, в свою очередь, узнали о них.
Очень важным для эфиопских евреев было знакомство и сближение с тем иудаизмом, который сложился к XX в., многие положения, нормы, традиции которого им были неизвестны.
В религиозной системе бета Исраэль причудливо соединялись основы библейского иудаизма, элементы христианства и дохристианских верований окружающих народов Эфиопии. Их священной книгой была Библия (на языке геэз); по своему составу и текстуально она не отличалась от христианского Ветхого Завета (в варианте эфиопской монофизитской церкви). Поскольку почти всю свою историю они жили в полной изоляции от других еврейских общин, им неизвестно было послебиблейское развитие иудаизма; Талмуда и других раввинистических сочинений они не знали. Видимо, до XX в., когда начались их контакты с европейскими еврейскими общинами, они не знали иврита. Но они безоговорочно исходили из единства Бога (Бога Израиля), всегда свято чтили Иерусалим и молились о его возрождении; верили, что возвратятся в него во времена Мессии. Самым строгим образом соблюдали субботу – важнейший день недели и праздник одновременно.
В последние десятилетия XX в. в условиях существенного ухудшения всех сторон жизни в Эфиопии (в том числе из-за радикальных политических перемен) произошла алия (переселение в Израиль) почти всех эфиопских евреев. Юридическим основанием для алии стало признание их со стороны религиозных авторитетов Израиля (в 1973 г.) потомками одного из исчезнувших колен (Дана). С конца 1970-х гг. в Израиль прибывало ежегодно от нескольких сотен до нескольких тысяч эфиопских евреев. В ноябре 1984 г. правительством Израиля была осуществлена операция «Моше» (Моисей), в ходе которой прямыми авиарейсами в страну были переселены около 14 тысяч эфиопских евреев. Весной 1991 г. по воздушному мосту Аддис-Абеба – Израиль в течение 36 часов были переправлены более 15 тысяч эфиопских евреев (операция «Шломо» (Соломон). В последующие годы иммиграция бета Исраэль в Израиль продолжилась. К 2003 г. их здесь было около 80 тыс. чел. Африканская история бета Исраэль практически завершилась.
═
Курдистанские евреи
═
От исчезнувших колен ведут свое происхождение курдистанские евреи. Не все, впрочем: часть их относит себя к колену Биньямина (не «пропавшему»). Говорят они на различных диалектах новоарамейского языка с широким употреблением лексики из иврита, турецкого, персидского, курдского, арабского языков. Сами они называют свой язык лишна иехудиа (еврейский язык), иногда – лешон ха-галут (язык изгнания). До середины XX в. они жили преимущественно в Курдистане (Ирак, Иран, Турция, Сирия), а также в Палестине, СССР (в Грузии), других странах.
Первые более-менее достоверные сведения о курдистанских евреях относятся к 70-м гг. XII в., когда Биньямин из Туделы обнаружил на территории современных Ирака и Ирана живущих среди курдов иудеев (более 100 общин). Другой еврейский путешественник, Птахия из Регенсбурга, почти в то же время (в 80-е гг. XII в.) побывав в Мосуле (ныне – в Ираке), отметил, что в этом городе живет не менее 6 тысяч евреев и что они знают Тору (Библию). По-видимому, немало евреев с Ближнего и Среднего Востока оказались в Курдистане, спасаясь от преследований и разбоя участников крестовых походов. Новые группы евреев привели в горные районы страны курдов нашествие монголов (XIII в.), Тимура (конец XIV в.), другие исторические и социальные катаклизмы.
В последующие века часть их переселилась в другие страны – в Палестину, Афганистан, Россию (на Кавказ). В частности, в районе Тбилиси с 80-х гг. XIX в. стали селиться лахлухи – одна из групп курдистанских евреев.
В большинстве своем курдистанские евреи были неграмотны, однако знали и выполняли религиозные предписания, соблюдали традиции и нормы, заповеданные Торой. Важную роль в поддержании из поколения в поколение, из века в век традиционной культуры (в которой религии принадлежало определяющее место) играли субботние собрания в синагогах, где с соответствующими наставлениями выступали руководители общин – хахамы. Некоторые обычаи и обряды этой группы восходят ко временам существования иерусалимского Храма (например, общественное жертвоприношение во многих общинах курдистанских евреев совершалось еще в начале XX в.).
В начале XX в. образовалась община курдистанских евреев в Иерусалиме. В 1920–1930-е гг. сюда перебрались новые крупные группы курдистанских евреев. В 1950–1951 гг. Израиль осуществил операцию «Эзра и Нехемия», в ходе которой на историческую родину вернулись почти все евреи из Иракского Курдистана. Тогда же в Израиль переселилась большая часть курдистанских евреев Ирана; новая волна их репатриации из этой страны пришлась на конец 70-х – начало 80-х гг. В Израиле к середине 80-х гг. их насчитывалось ок. 80 тыс. чел.
Курдистанских евреев, живших в Грузии, не обошли репрессии сталинского режима. В 1951 г. они были депортированы в Сибирь и Восточный Казахстан (как бывшие подданные Ирана). После 1956 г. часть их возвратилась в Грузию. По данным на середину 1980-х г., в Тбилиси и Алма-Ате насчитывалось около 2 тысяч лахлухов; в последующий период почти все они переехали в Израиль.
═
Лабиринты этногенеза
═
Возможно, одна из самых причудливых околонаучных фантазий связывает с исчезнувшими коленами этногенез пуштунов Афганистана. Однако легенды и предания, отдельные элементы материальной и духовной культуры некоторых пуштунских племен вроде бы говорят в пользу такой гипотезы.
Нельзя не вспомнить, что в ряде ранних комментариев к Библии исчезнувшие колена «поселялись» в Хорасане – исторической области, восточные районы которой составляют ныне часть Афганистана. Среди адептов этой концепции – второй президент Израиля И.Бен-Цви, основатель и руководитель (с 1948 г.) Института исследования еврейских общин на Ближнем Востоке, и современный израильский историк Элияху Авихаил, автор книги «Десять колен Израилевых». Они приводят, в частности, такие соображения. Из области антропонимики: многие имена у пуштунов идентичны или близки еврейским (Ашрей, Нафтали и др.). Из сферы традиционной обрядности: бракосочетание у пуштунов совершается под балдахином, напоминающим еврейскую хупу; обрезание новорожденного делают непременно на восьмой день (у большинства мусульман этот важнейший обряд совершают в нечетный год). Есть у пуштунов и другие обычаи и обряды, напоминающие еврейские (иудаистские). Впрочем, в израильской исторической науке идея о родстве древних израильтян и их потомков с пуштунами всерьез не рассматривается.
С исчезнувшими коленами связывают кочинских евреев, предки которых, по их историческим преданиям, оказались в южной части малабарского побережья в Индии (ныне – штат Керала) в конце I в. н.э. Самыми ранними свидетельствами их пребывания в этих местах являются две медные таблички, датируемые между 974 и 1020 гг. Г. Шинкали (ныне г. Кранганур) до серед. XIV в. был основным местом проживания малабарских евреев. О них упоминают и Биньямин из Туделы (1170 г.) (о темнокожих евреях, числом около 1000, живущих в Малабаре, которые соблюдают предписания Торы), и Марко Поло (1293 г.).
В 1344 г. часть евреев из Шинкали перебралась в г. Кочин; в последующие века кочинские евреи селились также в соседних городах Эрнакуламе и Паруре. Там же с конца XV в. обосновались евреи-беженцы из Испании и Португалии; позднее, в XVI–XVII вв., в Кочине появились евреи из других стран Европы и с Ближнего Востока. Однако эта группа всегда оставалась небольшой; считается, что ее численность вряд ли когда-нибудь превышала 2,5 тыс. чел. Разговорным языком у малабарских (кочинских) евреев со времен раннего Средневековья стал близкий тамильскому дравидский язык малаялам.
В 1953–1955 гг. большая часть кочинских евреев репатриировалась в Израиль. В 1968 г. у евреев Кочина (которых оставалось здесь менее 100 чел.) был большой праздник – 400-летие известной во всей Индии и за ее пределами синагоги «Пардеши» и 1900-летие общины; в торжествах приняла участие премьер-министр Индии Индира Ганди. В наши дни в Индии проживают несколько десятков кочинских евреев, не захотевших расстаться со страной, которая давно стала для них родиной.
Другая еврейская община в Индии, значительно крупнее по численности, устная традиция которой также возводит ее к древним израильтянам, – это бней Исраэль. По одной из легенд, они – потомки евреев, которые бежали с исторической родины то ли во II в. до н.э., то ли в I в. н.э. (после разрушения Второго храма). Чудом спасшиеся при кораблекрушении недалеко от Бомбея 7 мужчин и 7 женщин добрались до берега и там обосновались.
Несмотря на то что у них не сохранились ни книги, ни какие-либо предметы культа, несмотря на полный отрыв в течение многих веков от остального еврейского мира, члены этой общины соблюдали многие заповеди Торы, чтили субботу, отмечали праздники, питались кошерной пищей, совершали обряд обрезания, помнили и передавали из поколения в поколение основные молитвы. Называя себя «бней Исраэль» («сыны Израиля»), они подчеркивали свою принадлежность к еврейскому народу.
О том, что в Индии есть и другие еврейские группы, бней Исраэль узнали, видимо, лишь столкнувшись в середине XVIII в. с кочинскими евреями. Говорят они издавна на языке маратхи. Побывавший у них в 1848 г. путешественник Исраэль-Биньямин из Молдовы сделал категоричное заключение: «У меня нет никаких сомнений, что бней Исраэль не только евреи, но и прямые потомки десяти утерянных колен».
В течение веков шло постепенное переселение бней Исраэль в соседний Бомбей. Там они познакомились с представителями других еврейских групп – ближневосточных и европейских; стали получать образование. Многие из них служили в британских «туземных» частях, в административных структурах, талантливо проявили себя в разных сферах; один из них в конце 1930-х гг. был мэром Бомбея.
После образования Государства Израиль тысячи бней Исраэль переселились туда (из 24 тыс. чел., которые составляли эту общину в 1947 г., до 1969 г. репатриировались более 12 тысяч).
Весьма экзотическая иудейская группа сформировалась в XIX – XX вв. в Бирме. В период британской колонизации этой страны в составе англо-индийской армии были и евреи из группы бней Исраэль. Некоторые из них по завершении службы по разным причинам не вернулись в родные края. Отставные солдаты-евреи женились на женщинах из бирманских народов. Постепенно численность общины росла, в частности, за счет горцев-качинов, которые, слушая христианских проповедников, почему-то решили, что они происходят от тех самых колен Израилевых┘
Можно вспомнить, что еще в XIX в. предания о происхождении от различных колен Израилевых бытовали среди еврейских групп в Йемене, на Кавказе, в других регионах.
═
Загадка идентичности
═
Конечно, все эти версии недоказуемы, они не имеют никаких других аргументов, кроме легенд и преданий. Ибо речь идет о почти трехтысячелетней истории, большие «куски» которой (особенно в первой, да и во второй трети этой хронологической глыбы) никак не документированы. Да и согласно Галахе (еврейскому Закону) потомки десяти пропавших (исчезнувших) колен станут известны только после прихода Мессии. Так что – подождем┘
Но вот что вполне реально обсудить сейчас: каким образом общины, совсем небольшие или даже очень малые по численности, ухитрились, умудрились сохранять свою идентичность в течение многих веков, тысячелетий, не растворившись давным-давно в океане окружающих их народов, не поддаваясь (как правило) искушениям принять для себя чужих богов и стать «как все». Что сохраняло их как особые группы?
Оказавшись (даже очень небольшой группой) в новой для себя этнической и конфессиональной среде, они несли с собой, в себе свою особость: представление о своем общем – и отличном от всех других народов – происхождении; у них было свое самоназвание; позднее появлялся и экзоэтноним («соседи», народ, в среде которого оказывалась группа, обычно давали ей свое название); у них были свои традиции, свой культурный комплекс, выработанный веками предшествующей жизни; естественно, был язык, общий для всех членов группы; была своя религия, своя форма веры в Бога-Творца – важнейший фактор, сплачивавший группу и отличавший, отделявший ее от других этнокультурных и конфессиональных общностей. Все эти качества, свойства группы означали наличие у нее особого самосознания: мы – это мы, такие, какие мы есть, «отдельные», отличные от всех других групп (народов).
Чрезвычайно важную роль в поддержании стабильности общины играл эндогамный (внутри группы) брак, посредством которого обеспечивалось кровное родство членов данной общности.
Со временем группа обычно переходила на язык окружающего населения; воспринимала многое из его культуры: из материальной – очень многое, из духовной – обычно меньше, ибо эта сфера неразрывно (до новейшего времени) была связана с религией и потому была намного более консервативной. Этническое и конфессиональное в таких группах было многообразно, многогранно, многосторонне переплетено, взаимопронизано, взаимонасыщено. Но осознание себя как особой, с древними корнями, со своим именем группы, занимающей свое особое место в этом большом мире, неизменно сохранялось.
В силу действия всех этих социальных механизмов еврейские (иудейские) группы, о которых я очень кратко, очень бегло рассказал в этом очерке, сохранялись многие века, тысячелетия, во всех немыслимых превратностях исторического бытия, дотянув, дожив до нашего времени.