0
1610
Газета Наука Интернет-версия

08.12.2004 00:00:00

Гиперзвуковая катапульта

Тэги: гиперзвук, самолет, испытания, исследования


Совсем недавно, 17 ноября, США провели испытание «самого быстрого в мире» гиперзвукового самолета. Как нередко случается, заокеанские коллеги «забыли» упомянуть о том, что Россия уже проводила подобные эксперименты, и поспешили объявить себя пионерами в дерзком плане обогнать звук в шесть и более раз...

Дело было в 1998 году. Шли первые в мире секретные испытания гиперзвукового летательного аппарата с прямоточным водородным двигателем, который более чем в шесть раз превысил скорость звука. Через 77 секунд после старта отработанный двигатель удалось найти. В казахских степях, где проводились эти испытания, «железки» с неба падают чаще, чем дождевые капли. Однако эта была поистине бесценной.

«Двигатель разрезали и провели ряд исследований, – вспоминает один из участников проекта, сотрудник Центрального института авиационного моторостроения Вячеслав Семенов. – Это, конечно, было сенсацией. Нашим американским и европейским коллегам ничего подобного еще не удавалось. В США провели подобные испытания только недавно, но использовали не настоящий двигатель, а лишь модель, которая полностью сгорела в ходе эксперимента. Она проработала всего десять секунд. Освоение столь высоких гиперзвуковых скоростей даже сейчас – завтрашний день человечества, а тогда это граничило с фантастикой».

 


17 ноября над пустыней Мохаве был проведен испытательный полет американского прототипа гиперзвукового самолета, способного достичь 10-кратной скорости звука (11 тыс. км/час). Прототип X-43А был сброшен с борта бомбардировщика B-52, а затем на высоте 12 км сработал уникальный двигатель типа 'скрэм-джет' гиперзвукового самолета. Фото NASA

 

Через три года на авиасалоне в Ле Бурже «Росавиакосмос», а точнее, два его головных предприятия – ГКНПЦ им. Хруничева и НПО «Молния» продемонстрировали миру русское чудо – самолет нового поколения, снабженный мощным ракетным ускорителем. Его создание стало результатом 25-летней работы по программе «Энергия-Буран». К сожалению, проект был свернут. Однако «закрыть» гигантский научно-исследовательский и опытно-конструкторский потенциал, накопленный за эти годы, к счастью, было нельзя.

«Одна из нерешенных экологических проблем мировой космонавтики – проблема первой ступени ракет-носителей, – говорит главный конструктор НПО «Молния» Юрий Труфанов. – Они падают на Землю с высоты в несколько десятков километров и, не успевая сгореть в атмосфере, загрязняют Землю. С самого зарождения практической космонавтики специалисты пытались решить эту проблему, но безуспешно. Решили ее в России. Так появились проект «Ангара» и уникальная система «Байкал».

Система представляет собой своеобразный гибрид ракеты и самолета. Внешне он похож на обычную первую ступень ракеты цилиндрической формы. Разница лишь в том, что на нем предусмотрено хвостовое оперение, а в центральной части корпуса – крылья размахом 17 метров, которые при старте с земли находятся в сложенном виде. В носовой части ступени смонтированы два авиационных реактивных двигателя. Когда первая ступень отрабатывает свой цикл, то ускоритель разворачивается на 90 градусов и возвращается к месту старта как обычный самолет, совершая посадку при помощи шасси. Можно себе представить, сколь эффектным может быть подобное зрелище.

По словам Юрия Труфанова, первая ступень в течение двух минут будет разгонять ракету-носитель до скорости, в шесть раз превышающую скорость звука. «Создание ускорителя такого типа позволит полностью исключить традиционное падение первой ступени на Землю», – считает главный конструктор «Молнии».

«Пока что американцы не сумели опередить Россию, – считает Вячеслав Семенов. – Накопленный за многие десятилетия мощный задел еще держит нас в лидерах, однако положение дел может очень скоро измениться. Ведь известно, что на свой проект США выделили около полумиллиарда долларов».

«Однако мы без дела не сидим и не ждем у моря погоды, – подчеркивает Юрий Труфанов. – Недавно в НПО «Энергомаш» успешно прошли первые огневые испытания жидкостного ракетного двигателя РД-191, который будет устанавливаться на «Байкале». Как ожидается, свой первый полет «Ангара» вместе с «Байкалом» совершит в 2004–2005 годах. «Байкал» уже вызвал самый живой интерес у иностранцев. Начались активные переговоры с западными специалистами о возможности его использования вместо твердотопливных ускорителей на французской ракете Arian-5. Подходит он и для американских шаттлов. Однако мы все же надеемся, что в первую очередь наша разработка послужит отечественной авиации».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1700
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3661
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2710
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2215

Другие новости