Совсем недавно, 17 ноября, США провели испытание «самого быстрого в мире» гиперзвукового самолета. Как нередко случается, заокеанские коллеги «забыли» упомянуть о том, что Россия уже проводила подобные эксперименты, и поспешили объявить себя пионерами в дерзком плане обогнать звук в шесть и более раз...
Дело было в 1998 году. Шли первые в мире секретные испытания гиперзвукового летательного аппарата с прямоточным водородным двигателем, который более чем в шесть раз превысил скорость звука. Через 77 секунд после старта отработанный двигатель удалось найти. В казахских степях, где проводились эти испытания, «железки» с неба падают чаще, чем дождевые капли. Однако эта была поистине бесценной.
«Двигатель разрезали и провели ряд исследований, – вспоминает один из участников проекта, сотрудник Центрального института авиационного моторостроения Вячеслав Семенов. – Это, конечно, было сенсацией. Нашим американским и европейским коллегам ничего подобного еще не удавалось. В США провели подобные испытания только недавно, но использовали не настоящий двигатель, а лишь модель, которая полностью сгорела в ходе эксперимента. Она проработала всего десять секунд. Освоение столь высоких гиперзвуковых скоростей даже сейчас – завтрашний день человечества, а тогда это граничило с фантастикой».
17 ноября над пустыней Мохаве был проведен испытательный полет американского прототипа гиперзвукового самолета, способного достичь 10-кратной скорости звука (11 тыс. км/час). Прототип X-43А был сброшен с борта бомбардировщика B-52, а затем на высоте 12 км сработал уникальный двигатель типа 'скрэм-джет' гиперзвукового самолета. Фото NASA
Через три года на авиасалоне в Ле Бурже «Росавиакосмос», а точнее, два его головных предприятия – ГКНПЦ им. Хруничева и НПО «Молния» продемонстрировали миру русское чудо – самолет нового поколения, снабженный мощным ракетным ускорителем. Его создание стало результатом 25-летней работы по программе «Энергия-Буран». К сожалению, проект был свернут. Однако «закрыть» гигантский научно-исследовательский и опытно-конструкторский потенциал, накопленный за эти годы, к счастью, было нельзя.
«Одна из нерешенных экологических проблем мировой космонавтики – проблема первой ступени ракет-носителей, – говорит главный конструктор НПО «Молния» Юрий Труфанов. – Они падают на Землю с высоты в несколько десятков километров и, не успевая сгореть в атмосфере, загрязняют Землю. С самого зарождения практической космонавтики специалисты пытались решить эту проблему, но безуспешно. Решили ее в России. Так появились проект «Ангара» и уникальная система «Байкал».
Система представляет собой своеобразный гибрид ракеты и самолета. Внешне он похож на обычную первую ступень ракеты цилиндрической формы. Разница лишь в том, что на нем предусмотрено хвостовое оперение, а в центральной части корпуса – крылья размахом 17 метров, которые при старте с земли находятся в сложенном виде. В носовой части ступени смонтированы два авиационных реактивных двигателя. Когда первая ступень отрабатывает свой цикл, то ускоритель разворачивается на 90 градусов и возвращается к месту старта как обычный самолет, совершая посадку при помощи шасси. Можно себе представить, сколь эффектным может быть подобное зрелище.
По словам Юрия Труфанова, первая ступень в течение двух минут будет разгонять ракету-носитель до скорости, в шесть раз превышающую скорость звука. «Создание ускорителя такого типа позволит полностью исключить традиционное падение первой ступени на Землю», – считает главный конструктор «Молнии».
«Пока что американцы не сумели опередить Россию, – считает Вячеслав Семенов. – Накопленный за многие десятилетия мощный задел еще держит нас в лидерах, однако положение дел может очень скоро измениться. Ведь известно, что на свой проект США выделили около полумиллиарда долларов».
«Однако мы без дела не сидим и не ждем у моря погоды, – подчеркивает Юрий Труфанов. – Недавно в НПО «Энергомаш» успешно прошли первые огневые испытания жидкостного ракетного двигателя РД-191, который будет устанавливаться на «Байкале». Как ожидается, свой первый полет «Ангара» вместе с «Байкалом» совершит в 2004–2005 годах. «Байкал» уже вызвал самый живой интерес у иностранцев. Начались активные переговоры с западными специалистами о возможности его использования вместо твердотопливных ускорителей на французской ракете Arian-5. Подходит он и для американских шаттлов. Однако мы все же надеемся, что в первую очередь наша разработка послужит отечественной авиации».