Если бизнес связан хоть с какими-то технологиями – там есть свои метрологи.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Метрология и стандартизация, наука и государственная служба, – необходимые компоненты развитой страны. Единство и точность измерений – это и научный уровень, это и своеобразная плотина, дамба, защищающая от хаоса инфраструктуру страны.
Поступившей на сегодняшний день информации достаточно для утверждения, что в сфере метрологии и стандартизации административная реформа пошла по странному пути и в ближайший период может принести результаты просто абсурдные.
Реформаторы, дойдя до Госстандарта и поразмышляв, почему-то решают, что перед ними ведомство, переименовывают его в агентство (По техническому регулированию и метрологии) – правоприменитель. Кому ж отдать правоустановление? А вот – ближайшее по смыслу – Министерство промышленности и энергетики. В связи с чем в указанном министерстве учреждается Департамент по метрологии┘
Прежнюю госстандартовскую функцию – обеспечение единства измерений в государстве у агентства не забрали. (Ее просто невозможно забрать – это государствообразующая функция.) Но по новой схеме агентство-Госстандарт подчинено отраслевому ведомству – Минпромэнерго, правоустановителю. Между тем мировая практика предполагает безусловное наличие национальной метрологической службы.
Госстандарт и его институты были интегрированы в сложную международную систему договоров, процедур сличений, работы в международных организациях: ИСО, КОМЕТ, МОЗМ. И вот приходит из МОЗМа очередной проект: «Элементы для закона по метрологии». Самая, подчеркну, рутинная бумага, одна из десятков тысяч. В присланных недавно «Элементах┘» между прочими давно общепринятыми вещами вроде Метра, Грамма упоминается и Центральный метрологический орган страны. И вот теперь, формально говоря, это письмо-проект должно отослать обратно, как «не нашедшее адресата». В России теперь нет центрального метрологического органа страны.
На момент описываемой реформы Госстандарт – это 10 институтов, 90 Центров стандартизации и метрологии по стране, 18 тыс. квалифицированных специалистов. Мало того. В каждой отрасли на крупных предприятиях есть свои метрологи. Если бизнес связан хоть с какими-то технологиями – там есть свои метрологи, работающие с ближайшим ЦСМ.
В пределе все современное промышленное производство можно назвать воспроизведением стандартов, каковые сами постоянно совершенствуются – идет самая настоящая «гонка точности»┘ Нобелевскую премию 1997 года дали фактически за перенос запятой на один знак. Время стали мерить с точностью не десять в минус пятнадцатой, а десять в минус шестнадцатой секунды.
Недавно Китай так прочертил траекторию своего будущего прогресса: есть 16 500 международных стандартов. В 5 лет они должны стать – китайскими. То есть 3000 стандартов в год Китай будет вводить.
Известна история с запретом для наших самолетов большинства европейских аэропортов. Сюда пытались впихнуть политику, но в основе был Стандарт: Уровень звука, издаваемый самолетом. Сейчас в Европе готовится стандарт на уровень шумности шин на дорогах. То есть занавес опустится и для наших авто.
Нынешний уровень соответствия российских стандартов мировым – примерно 35–40%. Это еще терпимо, правда в информатике, электронике, авиации эта планка опустилась до опасных 10%. В 2000 году в России было принято 900 новых стандартов.
И вот Госстандарт реформирован в агентство. Вместо обязательных стандартов теперь у нас – технические регламенты. Смена названия – не страшно. Страшно другое: за год не принято ни одного нового технического регламента.
Вот свежий пример. Министерство связи летом 2004 года утвердило положение о «Комиссии по радиочастотам» с функцией: «разработка обязательных требований по электромагнитным излучениям (ЭМИ)». Связистам нужна стандартизация ЭМИ. Но что будет, когда необходимость стандартизации ЭМИ созреет и в промышленности, на транспорте? Это и есть тот шаг к ведомственным Килограмму и Амперу.