Посаженная на цепочку обезьяна испытывает мощный стресс.
Фото Андрея Афанасьева
– Валентин Георгиевич, вы родом из Сухуми?
═
– Нет, из Сибири. Окончил лечебный факультет Томского госуниверситета, со второго курса начал исследовательскую работу. Моей основной темой стало изучение секреторной и моторной функций желудочно-кишечного тракта при длительном голодании и в состоянии стресса, подопытными животными были собаки. Тогда я и не подозревал, что судьба сведет меня с обезьянами. До приезда в Сухуми в 1956 году я вообще их никогда не видел. Только на фотографиях...
═
– И какие же были первые впечатления?
═
– Я их возненавидел! Приматы кардинально отличаются от собак, у них иная организация нервной деятельности, совсем другие реакции. Например, собаку можно было спокойно привязать, не вызывая у нее негативной реакции, а посаженная на цепочку обезьяна испытывала мощный стресс. Результаты всех предыдущих экспериментов полетели к черту. Потребовалось время, чтобы понять: обезьяны – великолепный материал для исследований, поскольку в природе нет животных, настолько схожих с людьми. Если медицине удалось одержать верх над какими-либо серьезными недугами, то это прежде всего благодаря экспериментам с участием приматов. Именно поэтому при входе в питомник стоит первый в мире памятник обезьяне: она истинный друг человека. Хотя и ведет себя порой не очень дружелюбно.
═
– Обезьян вы тоже изводили голодом?
═
– Один из экспериментов состоял в следующем. Одной группе обезьян предлагалась обильная пища, другая оставалась голодной. Затем и те и другие подвергались стрессу – например, сажались на цепочку. В отличие от собак неволя оказалась для них мощным фактором стресса. Так повторялось несколько раз. И что вы думаете? Через определенное время те, что голодали, оставались совершенно здоровыми, а те, что были сыты, заболевали.
═
– Чем же?
═
– Сначала это были гастриты, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозы. Затем, спустя несколько месяцев, начинали развиваться более серьезные недуги – гипертония, сахарный диабет, эпилепсия, паралич, рак желудка... Позже мы смоделировали ряд сексуальных расстройств, абсолютно присущих и людям: из-за пережитых стрессов самцы теряли потенцию, самки становились бесплодными... Оказывается, причиной всех этих заболеваний стала именно еда. Для сытого существа стресс более опасен, чем для голодного. Мало того: именно длительные стрессы в совокупности с неправильным питанием провоцируют возникновение всех известных на сегодня серьезных заболеваний.
═
– Можно ли повернуть эти процессы вспять, вылечить животное?
═
– Именно этим вопросом мы и озаботились. Для больных обезьян была разработана «голодная» диета. И результат оказался поразительным: через два-три месяца примерно половина подопытных животных перестали испытывать боли и недомогания. Недуги начали отступать, вернулся нормальный сон. Прошло всего полгода, и они выздоровели. Таким образом, удалось исцелить даже такие серьезные болезни, как язва и предраковое состояние желудка, гипертоническая болезнь и диабет в начальной стадии.
Мало того: обезьяна, уже вставшая на путь исцеления, переставала нервничать, становилась спокойной и уравновешенной, хотя ничего в ее жизни, кроме системы питания, не менялось. Я убедился, что сахар в крови обезьяны, еще два дня назад повышенный в несколько раз, может выравняться до нормы без всякого инсулина. Организм приматов показал очень высокие адаптивные свойства. Самой природой в нем заложен мощный механизм саморегуляции. Надо только его правильно использовать.
Когда вы нервничаете, есть много нельзя ничего. Тем более губительно спиртное: результаты наших экспериментов показали, что алкоголь не только не снижает, а, наоборот, усугубляет стресс и повышает риск различных заболеваний.
═
– Вы спаивали бедолаг?
═
– Был и такой грех. Обезьяны спиваются так же быстро и необратимо, как люди, и лечить их от алкоголизма практически бесполезно.
═
– Но все же голодание спасло не всех обезьян?
═
– Да, у части из них улучшения не наступало, и мы применили традиционное при данных недугах медикаментозное лечение. К сожалению, это помогало лишь временно и к исцелению не приводило. И тогда мы решили попробовать психотропные препараты, разработанные в Институте токсикологии АМН в Ленинграде. Оказывается, эти средства весьма эффективны не только при нервных и психических расстройствах, но и при всех заболеваниях, в основе которых лежит стресс: они резко снижают риск инфарктов, инсультов, гипертонии, диабета, помогают излечить желудочные и кишечные недуги. В начальных стадиях они даже излечивают многие болезни. Из всего этого следует всем вроде бы известный, но плохо применяемый вывод: переедать, злоупотреблять алкоголем и курить вредно для здоровья, особенно в ситуации нервного напряжения, а двигаться и заниматься гимнастикой полезно. При серьезных длительных стрессах необходимы врачебный контроль и тщательно подобранное медикаментозное лечение и диета, полезны психотерапия и аутотренинг. Мы проводили сеансы обезьяньего «психоанализа», возвращая животных в состояние пережитого стресса. Пропустив эту ситуацию через себя вторично, они пережили так называемый психологический кризис и впоследствии полностью исцелились.
═
– Валентин Георгиевич, я слышала мнение, будто институт, в котором вы работаете, существует лишь на бумаге...
═
– Это не так. Конечно, институту сегодня приходится несладко: зарплата низкая, поэтому молодежь сюда идет крайне неохотно, а нас, стариков, все меньше. Живем в основном за счет экскурсий в питомник. Еду для животных зачастую приносим из дома.
Тем не менее институт жив, и научная работа в его стенах ведется. Сейчас, например, мы исследуем важнейшую для всего мира проблему послевоенных стрессовых состояний, которые приводят к ряду тяжелейших недугов – например, ишемической болезни сердца и тому же раку. Люди, прошедшие через Чечню, Дубровку или трагедию в Беслане, почти на 100 процентов подвержены этим опасным состояниям. Наша задача – найти способы снижения вредного влияния экстремальных факторов на здоровье приматов. Результатами этих исследований уже заинтересовались наши коллеги из других стран, прежде всего из России.
Сухуми